Отчет о научно-практической конференции «Проблемы использования газомоторного топлива в сельском хозяйстве»

Департамент научно технологической политики и образования силами российских машиноиспытательных станций (МИС) провели научно-практическую конференцию «Проблемы использования газомоторного топлива в сельском хозяйстве», которая состоялась 10 октября 2013г. в рамках деловой программы выставки «Золотая Осень 2013».
Конференция вызвала большой интерес как у сельхозтоваропроизводителей, так и у специалистов НИИ и ВУЗов, конструкторских бюро и промышленных предприятий. В общей сложности в ее работе приняло участие 112 человек и представлено 16 докладов.
image003 Открывая конференцию, ее председатель – и.о. директора Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, д.т.н. Павел Иванович БУРАК поприветствовал всех участников и представил основные направления расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в сельском хозяйстве Российской Федерации. При этом отдельное внимание было уделено мерам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по расширению использования техники, работающей на газовом моторном топливе в 2013 году и функциям Минсельхоза России в реализации комплексного плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, разработанного Минэнерго РФ.
Старший научный сотрудник ГНУ «ВИМ», д.т.н. Геннадий Степанович САВЕЛЬЕВ в своем технико-экономическом обосновании применения газомоторного топлива (ГМТ) в сельском хозяйстве, обратил внимание на фактор принадлежности средств доставки и заправки газом сельскохозяйственной техники. Он пришел к выводу, что инфраструктура ГМТ должна принадлежать «Газпрому», в противном случае эффект от использования ГМТ будет минимальным.
Заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Василий Васильевич ТОЛСТОПЯТОВ подробно охарактеризовал существующую на настоящий момент в России законодательную и нормативно-правовую базу использования ГМТ на транспорте, изложил меры, предпринимаемые компанией «Газпром» по ее развитию и совершенствованию. Он заметил, что создание новых регулятивных актов должно сопровождаться совершенствованием ныне действующих норм и правил, многие из которых уже устарели и не отвечают современным требованиям.
Директор ФГБНУ «Росинформагротех», чл.-корр. Россельхозакадемии, д.т.н. Вячеслав Филиппович ФЕДОРЕНКО представил анализ зарубежного опыта использования газомоторного топлива в сельском хозяйстве. По его словам, Россия находится на 14 месте по использованию природного газа в качестве моторного топлива и на 20-м по парку автомобилей на метане. По количеству АГНКС в Европе наша страна занимает четвертое место (250 станций), пропустив вперед Италию, Германию и Украину, которые имеют соответственно 909, 904 и 324 станции. Зарубежные страны активно используют государственные меры по стимулированию перевода машин с традиционного на газомоторное топливо и развитию сетей заправки. В целях расширения применения газомоторного топлива, внедрения новых разработок необходимо проводить постоянный мониторинг использования газомоторного топлива в сельском хозяйстве, анализ передового отечественного и зарубежного опыта.
image006 Опыт эксплуатации автомобилей КАМАЗ, работающих на природном газе, и перечень требуемых мер господдержки представил Рафаэль Римович БАТЫРШИН, генеральный директор компании «РариТЭК». В настоящее время предприятие готово предложить потребителям широкую линейку продукции автотранспортного, сельскохозяйственного, дорожно-строительного, коммунального, грузопассажирского назначения на ГМТ. Он также указал на необходимость комплексного подхода к решению задач перехода на ГМТ: господдержки на федеральном уровне, разработки региональных программ по расширению использования компримированного природного газа (КПГ); развития сети автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС); совершенствования системы нормативно-технической документации (НТД) по топливу, АГНКС и газобаллонной автотехнике (ГБА); развития сервиса ГБА и производимой машиностроительной продукции.
Борис Александрович СОБОЛЕВ – заместитель главного конструктора Государственного ракетно-космического центра ЦСКБ «Прогресс» обратил внимание на разработки ЦСКБ Прогресс. Это довольно дешевые емкости для криогенных жидкостей, и в частности для сжиженного природного газа (СПГ), выполненных вместо традиционных стальных емкостей с вакуумной теплоизоляцией, из специального алюминиевого сплава с пенополиуретановой теплоизоляцией.
Заместитель директора Невинномысского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», заведующий филиалами РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Иван Максимович КОКЛИН в своем докладе о развитии региональных систем газоснабжения для обеспечения потребителей газомоторным топливом отметил, что эффективность и распространенность использования ГМТ зависит от развитости инфраструктуры обеспечения потребителей газомоторного топлива.
Главный научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, д.т.н., чл.-корр. РАЕН, Александр Александрович КАПУСТИН акцентировал внимание на отсутствие нормативно-правовой базы регламентирующих безопасную эксплуатацию техники на газомоторном топливе, а также на технической проблеме равномерного распределения газа по цилиндрам, которая до сих пор еще не решена.
Заместитель директора ФГБУ «Поволжская МИС», к.т.н. Александр Алексеевич МЕДВЕДЕВ в своем выступлении о результатах испытаний, исчерпывающе обосновал преимущества использования СПГ в сельскохозяйственном производстве в силу его специфики: сезонность ярко выраженной в использовании моторного топлива, удаленность объектов и их рассредоточенность по территории, необходимость заправки тракторной техники в полевых условиях. Он пришел к выводу, что внедрение ГМТ необходимо решать комплексно, совместно с транспортной отраслью и ЖКХ.
Позицией разработчиков Концерна «Тракторные заводы» по перспективам применения газомоторного топлива поделился главный конструктор ООО «Завод инновационных продуктов» Сергей Юрьевич РУССИНКОВСКИЙ. По его мнению, преимущества использования ГМТ могут быть реализованы, как правило, на новых моделях техники в различных исполнениях: колесных и гусеничных тракторах, различных самоходных с/х и коммунальных машинах, а также стационарных установках для производства электроэнергии и тепла. При этом, по словам главного конструктора, практически вся выпускаемая «Тракторными заводами» продукция уже в настоящее время может быть перепрофилирована на природный газ (ПГ): линейка техники «АГРОМАШ» и «ЧЕТРА» включает тракторы, самоходные шасси, многоцелевые коммунально-строительные машины (МКСМ), комбайны, энергетические установки. Кроме того, на основе дизельных двигателей воздушного охлаждения «Тракторные заводы» создали газовые двигатели с центральной и распределенной подачей газа, как с механическим, так и с микропроцессорным управлением, которые успешно опробованы на серийном тракторе Т-85.
Представитель ОАО НПО «Гелиймаш» ознакомил присутствующих с выпускаемым предприятием оборудованием для использования сжиженного природного газа (СПГ). В настоящее время уже освоен серийный выпуск криогенных установок для получения СПГ, заправочного оборудования (КриоАЗС), криогенных топливных баков для СПГ, турбодетандерных агрегатов для производства холода, теплообменного оборудования.
Владимир Иванович ПУШКАРЕВ ­– к.с-х.н., директор ЗАО «Нива» (Омская обл.) рассказал об опыте пилотного проекта по использованию газомоторного топлива в сельском хозяйстве Омской области. По его словам в настоящее время отсутствует жесткая политика в ценообразовании на ГМТ, что способствует ценовому произволу со стороны АГНКС.
Академик Российской Академии транспорта, д.т.н., заведующий кафедрой тепловых двигателей, автомобилей и тракторов ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА» Виталий Анатольевич ЛИХАНОВ обратил внимание присутствующих на экологические показатели работы двигателей на газомоторном топливе. Нет никаких требований (по аналогии со стандартами ЕВРО для бензинов) по допустимым нормам выбросов сажи и оксидов азота, величина которых значительно варьирует от качества ГМТ и режимов работы двигателей.
Генеральный директор ООО «Русская Бизнес Компания» Андрей Николаевич РУБАНЕНКО представил участникам линейку наномасел АЕВИТ специально разработанных для использования в двигателях на газомоторном топливе. Эти масла имеют специальную композицию «БКБ» –трехкомпонентную маханоактивированную смесь химически чистых нанодисперсных порошков, дающих двигателю дополнительную защиту от теплонапряженной химическиагрессивной работы на газомоторном топливе.
Директор ФГБУ «Кубанская МИС» в своем докладе подвел итог о необходимости комплексного подхода в расширении использования природного газа в качестве моторного топлива не только в сельском хозяйстве, но и других отраслях, обеспечивая тем самым разветвленность и достаточно высокую загруженность инфраструктуры производства, распределения и потребления ГМТ, от которого будет зависеть его себестоимость а следовательно и экономическая привлекательность.
Участники конференции, рассмотрев различные аспекты поднятого вопроса, отметили, что в стране не только имеются благоприятные условия использования альтернативных видов моторного топлива, но и накоплен опыт использования компримированного и сжиженного метана на автомобильном, железнодорожном, речном транспорте, а также сельскохозяйственной техникой.
Большинство участников конференции согласились с тем, что сельскохозяйственное производство имеет существенную специфику использования газомоторного топлива, и успех в решении проблемы ее перевода на газомоторное топливо находится в сфере построения инфраструктуры для использования сжиженного природного газа (СПГ). Также отмечено, что газодизельный режим работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) менее эффективен, чем чисто газовый.
Учитывая сложившуюся ситуацию в сфере перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, участниками заседания решено подготовить для Минсельхоза РФ, Минтранса РФ, ООО «Газпром газомоторное топливо» и другим сопряженным отраслям предложения по обеспечению эффективного внедрения и применения газомоторного топлива в сельскохозяйственной отрасли.
Организаторы несколько недооценили уровень активности участников в связи, с чем запланированных 2 часов было явно недостаточно. Не все желающие смогли представить свои доклады. Например несомненный интерес вызвал бы доклад генерального директора проектно-производственного предприятия «Дизельавтоматика» г.Саратов Виктора Владимировича ФУРМАНА о новых разработках в области автоматических систем регулирования подачи газа в ДВС и в частности – использование импульсной подачи. Учитывая это, всем заинтересованным лицам предлагаем направить предложения в проект решения научно-практической конференции в адрес Депнаучтехполитики ( g.gogolev@polit.mcx.ru) до 21 октября 2013 год

Добавить комментарий