Руководство пользователя по программному обеспечению MDI

Руководство пользователя по программному обеспечению MDI


декабрь 2020 год ,

MDI версии 11, HEX 17


Оглавление

Введение.        3

Требования к компьютеру и системному программному обеспечению        4

Требования к ПК        4

ОС, основной вариант.        4

ОС, дополнительный вариант.        4

Скачивание и запуск ПО MDI        5

Установление связи между ПО MDI и газодизельным блоком.        8

Соединение при помощи USB        8

Соединение при помощи RS232.        9

Отображение служебной и диагностической информации в текстовом терминале.        9

Элементы экранного интерфейса.        10

Основные элементы управления        10

Вкладка “Основное”        11

Вкладка “Дополнительное”        14

Работа с калибровками.        14

Запись  калибровки в файл, чтение калибровки из файла.        15

Запись  калибровки в ECU чтение калибровки из ECU.        17

Групповая запись/чтение  калибровки в/из ECU.        18

О совместимости калибровок, созданных в различных версиях ПО MDI.        19

Создание и редактирование калибровок подачи газа и ограничения дизельного топлива.        19

Понятие об “основе” для калибровок.        19

Средства редактирования калибровок подачи газа и ограничения ДТ        23

Общие принципы обработки сигналов ПО MDI        24

Работа с пунктом главного меню “Настройки ECU”        26

Пункт подменю: Обороты(RPM) и Давление наддува        26

Блок “Обороты(RPM)“        26

Блок “Давление наддува“        28

Пункт подменю: EGT, ОЖ, Температура редуктора        28

Блок “Давление наддува“        29

Блок “Температура редуктора“        30

Блок “Температура охлаждающей жидкости ( ОЖ, обратный датчик).“        30

Пункт подменю: Педаль газа (PPS), Загрузка ТС, Круиз        32

Блок “Педаль газа PPS“        32

Блок “Загрузка транспортного средства“        33

Блок “Детектор круиз контроля“        34

Пункт подменю: Газ: температура, давление, утечка        34

Блок “Температура газа( обратный датчик)“        35

Блок “Давление газа в редукторе“        35

Блок “Тест на герметичность системы“        36

Пункт подменю: Воздух, контроль ДТ форсунок        37

Блок “Температура воздуха во входном коллекторе“        37

Блок “Контроль работы дизельных форсунок“        38

Пункт подменю: Скорость, ХХ, Заслонка, GPS        39

Блок “Настройка скорости“        39

Блок “Настройка GPS“        40

Блок “Воздушная заслонка“        40

Блок “Подача газа на холостом ходу“        41

Пункт подменю: Прочее        41

Пункт подменю: Наименование транспортного средства        42

Пункт подменю: Табличные        43

Общие принципы работы с табличными данными        43

Неубывающие таблицы ( Массивы данных )        43

Сервисные операции с таблицами        44

Таблица для настройки эмулятора цифровой педали газа.        45

Таблица для настройки отображения текущего номера передачи        46

Работа с пунктом главного меню “Настройки MDI”        46

Пункт подменю: Преобразование мВ в гр. С для ОЖ        46

Пункт подменю: Преобразование мВ в гр. С для газа        47

Пункт подменю: Преобразование мВ в гр. С для Воздуха во вх. коллекторе.        48

Настройка таблице конверсии осуществляется по  инструкциям приведенным выше.        48

Пункт подменю: Программные        48

Хранение данных о конверсии физических величин.        49

Работа с пунктом главного меню “Тесты”        49

Пункт подменю: Тестирование форсунок.        50

Пункты подменю: Включить отсечной, Выключить отсечной.        51

Пункты подменю: Включить PPS, Выключить PPS        51

Пункты подменю: Тесты заслонки.        52

Работа с пунктом главного меню “Логи”        52

Пункт подменю: Логи максимумы в EEPROM        53

Система помощи        55


Введение.

ПО MDI взаимодействует с ПО газодизельного блока управления. Вам необходимо прошить блок версией прошивки, соответствующей версии MDI. Так для MDI 11 применяется прошивка HEX17. Для осуществления прошивки следуйте руководству “прошивка газодизельного блока Аккорд/Триоль встроенным ПО”.

Какие-то детали работы ПО могут сразу показаться непонятными, читайте спокойно дальше их назначение будет объяснено или ниже или в других документах по ГДК Триоль/Аккорд.

Данное руководство не затрагивает вопросы применения GPS.


Требования к компьютеру и системному программному обеспечению

Требования к ПК

Компьютер должен ОБЯЗАТЕЛЬНО поддерживать разрешение экрана 1920х1080. Мы используем компьютеры DELL серии VOSTRO и INSPIRION , они имеют хорошее соотношение цена/качество и достаточно надежны. Процессора достаточно i3, но он должен иметь не менее 2-х ядер. Пример компьютера DELL, который точно будет работать — P75F001. Если собираетесь покупать новый ПК, обязательно, перед покупкой проверьте возможность установки ОС UBUNTU 16.04 и ее корректную работу.

ОС, основной вариант.

На него должна быть установлена операционная система UBUNTU версии 16.04 LTS английской версии. Образ ОС необходимо скачивать только с официального сайта по адрессу https://ubuntu.com/#download. После установки ОС необходимо настроить боковую док-панель, чтобы она убиралась с экрана и появлялась только при наведении на край экрана мыши. Это необходимо для нормального отображение информации в программе настройки газодизельного оборудования MDI.

ОС, дополнительный вариант.

Вы можете на свой страх и риск установить новую версию UBUNTU 20.04 LTS (английскую версию). Для совместимости с ПО MDI необходимо отключить боковой DOC, верхнюю строку Activities и привести вид окон к виду, используемому графической оболочкой Unite из UBUNTU 16.04, для чего устанавливаются плагины Hide top bar и Unite, через расширение GNOME для Firefox. Используйте этот вариант, только в том случае, если основной вариант использовать не получается.

По умолчанию браузером в Ubuntu является Firefox. Необходимо использовать этот браузер.


Скачивание и запуск ПО MDI

Требуемую версию ПО MDI вы можете скачать по адресу http://cngas.ru/trebovaniya-k-perenosnomu-kompyuteru-dlya-obsluzhivaniya-i-puskonaladki-gazodizelnoj-sistemy-triol-akkord/. Нажмите на нужную Вам версию ПО.

Вы попадете на страницу файлового хранилища Dropbox, где хранятся образы ПО, нажмите на иконку с тремя точками в правой части экрана и из открывшегося меню выберите пункт “Скачать”.

Если откроется диалог спрашивающий открыть файл или сохранить, выберите “Save file” ( Сохранить) и Нажмите кнопку “ОК”.

 В каталог Downloads скачается архив  mdi.zip. Выберите стрелку в верхнем правом углу браузера и нажмите на пиктограмму папки, справа от скачанного файла.

Откроется окно файлового менеджера с выделенным скаченным файлом. Нажмите на выделенном файле правую кнопку мыши и выберите пункт Extract here ( Разархивировать тут ) и у вас появится папка с разархивированным ПО MDI.

Установите курсор на папку с ПО MDI и нажмите правую кнопку мыши и из открывшегося меню выберите пункт Open in Terminal ( “Открыть в терминале”).

После чего в открывшемся окне терминала наберите ./mdi и программа MDI запустится.

Если при запуске программы возникли проблемы с правами доступа, то возможно выполняемый модуль MDI не имеет прав на выполнение. Запустите в терминале следующую команду chmod +x mdi, а потом опять запустите MDI ./mdi.

После запуска ПО MDI вы увидете хаотически меняющиеся числа в качестве показаний приборов, как только будет установлена связь с газодизельным блоком приборы начнут показывать нормальные значения.

Установление связи между ПО MDI и газодизельным блоком.

ГДК Триоль/Аккорд имеет 2 способа связи с ПО MDI с помощью порта USB или с помощью RS232. В обоих случаях с точки зрения ПО речь идет об доступе через драйвер /ttyUSB к которому ПО MDI должно иметь права доступа. По соображениям безопасности желательно настроить права доступа для текущего пользователя, от которого запускается По MDI. Если по каким то причинам это не получается, запустите ПО MDI от имени суперпользователя sudo ./mdi. В этом случае вам придется ввести пароль суперпользователя ( часто совпадает с тем, который спрашивается при старте UBUNTU ).

Соединение при помощи USB

При работе по USB земля компьютера непосредственно соединяется с землей газодизельного блока, поэтому использование преобразователей 12 или 24 Вольта в 220 Вольт для питания ноутбука может привести к выходу газодизельного блока управления из-за некачественной работы преобразователя.

В любом случае при работе через USB желательно использовать модуль гальванической развязки.

Стандарт USB не является полевым, помехозащищенным способом передачи данных, поэтому используйте его только для первоначальной прошивки газодизельных блоков управления. Именно по этой причине длина USB шнура в кабельном жгуте ограничена 30 сантиметрами. Если, возникает необходимость использовать USB удлинитель, то существенно возрастает вероятность ошибки при передачи данных и некорректной работы ПО MDI. Используйте только качественные USB удлинители, минимально необходимой длины.

 Соединение при помощи RS232.

Соединение через RS232 является помехоустойчивым, гальванически развязанным соединением и мы рекомендуем вести всю работу именно через него ( кроме первоначальной прошивки блоков ).

Для соединения через RS232 газодизельный блок должен иметь соответствующую настройку в разделе “Прочее” калибровки SETUP ( см. ниже ).

В принципе вы можете использовать любой преобразователь USB->RS232, но мы гарантируем работу только через преобразователь компании STLAB https://www.st-lab.info/product-page/%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%80-st-lab-u-224-usb-to-1p

Отображение служебной и диагностической информации в текстовом терминале.

В окне текстового терминала из которого была запущено ПО MDI отображается отладочная и служебная информация. Эту информацию пишет туда как ПО MDI, так и программные пакеты, которые использует ПО MDI.

При старте отображается много бесполезной информации, которую пишут сторонние пакеты, просто игнорируйте ее. В окно текстового режима можно попасть нажимая клавишу ALT+TAB необходимое количество раз.

Элементы экранного интерфейса.

Основные элементы управления

 

Для вывода сообщений ПО MDI использует верхнюю шапку окна. При некоторых системных настройках ее видно без дополнительных действий, но иногда она скрыта и надо навести мышь на верхний край экрана и верхняя шапка появится.

Вкладка “Основное”

  1. Тахометр RPM, показывает обороты двигателя в минуту, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу.
  2. Текущая подача газа в %. 100% соответствуют максимальной подачи газа. В дизельном режиме индикация подачи газа осуществляется, как если бы блок работал в газодизельном режиме, но физически при этом газ не подается.
  3. Время подачи тока удержания на форсунки. Может изменяться от 0 до 220. Может быть приведено к физическому времени делением на 4, например 220 соответствует 55 мс.
  4. Значение базового уровня подачи газа для текущих RPM и Turbo из текущей калибровочной таблицы “Пустой” или “Груженный”.
  5. Давление наддува от штатного датчика ТС, отображается в мВ, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу. Практически для всех ТС 1 мВ = 1 мбар абс.
  6. Уровень нажатия на педаль PPS в мВ, для аналоговой педали это значение поступает непосредственно с датчика 1, для цифровой педали это значение напряжения на цепочке интегрирования цифровых импульсов внутри газодизельного ECU.
  7. Уровень нажатия на педаль PPS в мВ, для аналоговой педали это значение поступает непосредственно с датчика 2, для цифровой педали это значение напряжения на цепочке интегрирования цифровых импульсов внутри газодизельного ECU.
  8. Соотношение между уровнями сигнала с датчика 1 и датчика 2 педали. Для аналоговой педали с 2 датчиками PPS1/PPS2 = 2.
  9. Сигнал поступающий от газодизельного блока в дизельный блок управления за место сигнала с датчика 1 педали газа., для аналоговой педали это значение в мВ, для цифровой педали это значение напряжения в мВ на цепочке интегрирования цифровых импульсов внутри газодизельного ECU.
  10. Сигнал поступающий от газодизельного блока в дизельный блок управления за место сигнала с датчика 2 педали газа., для аналоговой педали это значение в мВ, для цифровой педали это значение напряжения в мВ на цепочке интегрирования цифровых импульсов внутри газодизельного ECU.
  11. Соотношение между уровнями эмулированного сигнала с датчика 1 и датчика 2. Для аналоговой педали с 2 датчиками PPS1/PPS2эм = 2.
  12. Расчетное значение эмуляции в %, рассчитывается как (PPS1-PPS1эм)/PPS1x100%
  13. Значение базового уровня ограничения дизельного топлива для текущих RPM и Turbo из текущей калибровочной таблицы “Пустой” или “Груженный”.
  14. Физическое значение, поступающее по шине SPI на аналоговый блок ограничения уровня PPS
  15. Расчетный уровень эмуляции цифрового сигнала PPS
  16. Блок индикаторов ошибок, приводящих к выключению газодизельного режима работы
  17. Блок индикаторов ошибок, НЕ приводящих к выключению газодизельного режима работы
  18. Спидометр, показывает скорость в км/час аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу.
  19. Текущие коэффициенты коррекции подачи газа и ДТ в зависимости от скорости
  20. Термометр температуры газа показывает в мВ, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу и ниже значением градусов цельсия, соответствующих мВ
  21. Термометр охлаждающей жидкости показывает в мВ, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу и ниже значением градусов цельсия, соответствующих мВ
  22. Текущий коэффициент подачи газа в зависимости от степени нажатия на педаль PPS.
  23. Блок GPS данных ( используется, только если имеется встроенный GPS )
  24. Термометр температуры воздуха во входном коллекторе показывает в мВ, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу и ниже значением градусов цельсия, соответствующих мВ.
  25. Текущие коэффициенты коррекции подачи газа и ДТ в зависимости от температуры воздуха во входном коллекторе.
  26. Термометр температуры температуры корпуса газового редуктора показывает в мВ, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу.
  27. Термометр температуры выхлопных газов датчика N1 показывает в мВ, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу и ниже значением градусов цельсия, соответствующих мВ.
  28. Текущие коэффициенты коррекции подачи газа и ДТ в зависимости от температуры выхлопных газов.
  29. Цифровой манометр давления топливного газа показывает в мВ, аналоговый прибор продублирован цифровым значением внизу и ниже значением абсолютного давления в барах, соответствующих мВ.
  30. Уровень коррекции для вычисления уровня открытия заслонки от 0 до 200 в условных единицах в зависимости от текущего давления наддува.
  31. Физическое положение заслонки в условных единицах от датчика положения заслонки.
  32. Вычисленное желаемое положение заслонки в условных единицах.
  33. Фактический PWM, подающийся сейчас на заслонку.
  34. Номер текущей передачи. Показывается при условии задания настроек.
  35. Давление газа в баллонах от измерительного манометра в мВ. Меньшие значения соответствуют большему давлению.
  36. Давление в пневмоподвеске в мВ. Используется для определения состояния ТС “пустой/груженный”.
  37. Индикатор включения газодизельного режима. Зеленый — газодизель, красный — дизель
  38. Индикатор положения тумблера “ГАЗ/Дизель”. Зеленый — ГАЗ, красный — дизель.
  39. Индикатор положения программной кнопки “ГАЗ/Дизель”.  Зеленый — ГАЗ, красный — дизель.
  40. Индикатор учета данных GPS для расчета подачи газа и ограничения дизеля. Зеленый — использовать GPS, Красный — не использовать.
  41. Индикатор включения режима логирования. Зеленый — логирование включено, красный — логирование выключено.
  42. Индикатор состояния загрузки ТС. Зеленый — пустой, красный — груженный.
  43. Индикатор перегрева двигателя по температуре ОЖ ( если настроено ). Зеленый — нет перегрева, красный — есть перегрев.
  44. Индикатор детектирования режима круиз-контроль. Зеленый — режим круиза не определен, красный — определен режим круиза.
  45. Программная кнопка переключения режимов “Газодизель/дизель”

Вкладка “Дополнительное”

  1. Диагностические значения, используются при откладке ПО
  2. Время выполнения одного цикла расчета состояния двигателя в мкс
  3. Версия ПО MDI
  4. Версия используемой встроенной прошивки газодизельного блока
  5. Соотношение между количеством импульсов, полученного с датчика RPM и Speed
  6. Длительность цикла работы форсунок в условных единицах. 4 условные единицы = 1 мс.
  7. Время в секундах, прошедшее с  предыдущего теста на герметичность системы
  8.  % ‘подачи ДТ в зависимости от нажатия на PPS в мВ
  9. Уровень ограничения минимальной эмуляции PPS в зависимости от скорости ( номер в таблице PPS ниже которого никогда не должна опускаться эмуляция ).

Работа с калибровками.

Калибровка есть совокупность данных, объединенных по функциональному признаку. В ПО MDI имеются следующие калибровки:

  • Калибровка груженный, содержит данные о подаче газа и ограничение ДТ при загруженном ТС
  • Калибровка пустой, содержит данные о подаче газа и ограничение ДТ при НЕ загруженном ТС
  • Калибровка “Настройки ECU” содержит данные, необходимые для работы ГДК, как то границы нормальных и аварийных значений переменных, режимы работы, настройки хранимый в виде таблиц и прочее.
  • Калибровка GPS, содержит географические координаты зон в которых будет осуществляться дополнительная коррекция подачи газа и ДТ.
  • Калибровки “Логи”, содержит информацию логирования о максимально достигнутых значениях переменных, о режимах работы двигателя и кодах ошибок, привязанных к времени.

Запись  калибровки в файл, чтение калибровки из файла.

Все калибровки могут быть сохранены в файлах, а потом считаны из этих файлов. Расширения файлов в которых хранятся калибровки стандартны и служат для быстрого опознавания типа калибровки. Не рекомендуется изменять стандартные расширения.

Имя калибровки

Стандартное расширение файла, в котором хранится калибровка

Пустой

*.free

Груженный

*.load

Настройки ECU

*.setup

GPS

*.gps

Логи

*.log

Все калибровки в одном файле

*.all

 

Для записи калибровки в файл выберите в из Главного меню подменю соответствующей калибровки и там выберите пункт Записать в файл *.расширение калибровки. Откроется стандартное окно диалога в котором будет предложено имя файла для калибровки, сгенерированное ПО MDI. Вы можете нажать Save и записать файл калибровки с предложенным именем или задать имя самостоятельно.

Имя файла ПО MDI генерирует суммируя через нижнее подчеркивание _ части имени  по следующему алгоритму:

  1. Используется имя ТС, хранящееся в калибровке SETUP
  2. Дата записи калибровки
  3. Время записи калибровки
  4. Версия встроенного ПО в газодизельном блоке управления (FW)
  5. Версия ПО MDI с помощью которого записывается калибровка

Для удобства пользователя все виды калибровок могут быть сохранены в общий файл с расширением *.all. Доступ к чтению/записи групповых калибровок осуществляется из главного меню, пункт “Блок управления”.

 По умолчанию вся работа с файлами ведется в директории data, которая находится в папке с ПО MDI, директорию для работы с файлами можно изменить, используя стандартные средства файлового диалога.

Чтение калибровок из файлов осуществляется по аналогичным принципам. По умолчанию в диалоге будут показаны только файлы с расширением, соответствующем данной калибровке.

Запись  калибровки в ECU чтение калибровки из ECU.

Для того, что бы калибровки вступили в действие их надо обязательно ЗАГРУЗИТЬ в газодизельный блок управления и перезагрузить его из ПО MDI или физически выключив и включив питание. Если вы делаете даже небольшое изменение все равно загрузка в ECU необходима.

При запуске ПО MDI, после установления связи с газодизельным ECU необходимо считать одну или несколько калибровок из ECU.

Запись и чтение калибровок осуществляется из соответствующего раздела внутри меню каждой калибровки.

После выбора желаемого действия ( Чтение или Запись ) будет показан диалог с отображением хода процесса и в конце будет информация об успешности или неуспешности операций по чтению или записи калибровки.

Физически все калибровки, кроме “Логи” хранятся в FLASH память газодизельного блока управления, калибровка “Логи” хранится в EEPROM газодизельного блока управления. Поэтому, при перепрошивке блока новым встроенным ПО все калибровки, кроме “Логи” будут утеряны, так как FLASH сотрется. Обязательно, перед перепрошивкой блока сохраните все калибровки в файле *.all, а потом восстановите их из файла.

Если процесс записи калибровки был прерван, например в процессе записи был отключен USB шнур или используется слишком длинный шнур USB от которого много ошибок и т.д, то калибровка не запишется и ECU будет работать на старой калибровке. Тем не менее существует опасность полного повреждения структуры FLASH памяти. Именно поэтому, мы не рекомендуем осуществлять запись калибровок при движении ТС.

Если повреждение FLASH произошло ( для пользователя это обычно воспринимается, как отсутствие связи с газодизельным блоком управления ), то необходимо осуществить перепрошивку встроенной программы в газодизельный блок ( файл *.hex).

Групповая запись/чтение  калибровки в/из ECU.

Имеется возможность осуществить чтение/запись последовательно всех калибровок из газодизельного ECU. Команды группового чтения и записи находятся в меню “Блок управления”.

 

При выборе соответствующих команд будут последовательно считаны/записаны ВСЕ калибровки. Между чтением/записи каждой калибровки делается пауза порядка 30 секунд. Ход выполнения групповых операций отображается в текстовом окне терминала, откуда была запущена программа MDI.

О совместимости калибровок, созданных в различных версиях ПО MDI.

Калибровки SETUP и ALL созданные в различных версиях ПО MDI в общем случае не совместимы между собой, остальные калибровки как правило совместимы. Для использования калибровок FREE/LOAD/GPS, созданных в предыдущих версиях используйте индивидуальные файлы *.free, *.load, *.gps.

Для корректного переноса значений SETUP калибровки откройте эту калибровку именно в той версии MDI, в которой она была создана и сфотографируйте все данные этой калибровки. Потом запустите MDI текущей версии и руками перебейте данные с фотографий.

Создание и редактирование калибровок подачи газа и ограничения дизельного топлива.

Понятие об “основе” для калибровок.

Калибровка подачи газа и ограничения ДТ содержит свыше 2000 значений и набрать их вручную, очень сложно, поэтому обычно эти калибровки генерируются автоматически на базе узловых точек. Таблица, содержащая эти узловые точки называется “основой”.  Доступ к таблицам с основой осуществляется из соответствующих пунктов меню:

В сгенерированной калибровке узловые точки не меняются, а остальные точки между узлами интерполируются. Всего основа может содержать до 16 узловых точек. Для удобства все узловые точки выделяются желтым, остальные ячейки белые. При размещении узловых точек необходимо учитывать следующие правила:

  • каждая пара узловых точек должна давать отрезок параллельный либо оси RPM либо оси Turbo.
  • концы такого отрезка должны совпадать с границами таблицы
  • узловые точки находящиеся не на краях таблицы могут быть поставлены, только на пересечении отрезков.

После создания основы щелкните в любом месте окна правой кнопкой мыши и выберите из открывшегося меню пункт “Разнести”.

Если основа создана без ошибок, то окно с таблицей основы закроется, а результат разноски автоматически окажется в газовой или дизельной калибровке.

Если основа содержит ошибку, то будет выведено окно с сообщением об ошибке и указан номер строки в таблице в котором содержится ошибка.

Нажмите “ОК”, исправьте ошибку и повторите операцию разноски.

Средства редактирования калибровок подачи газа и ограничения ДТ

Для выделения всей таблицы используйте нажатие на прямоугольник в левом верхнем углу.

Для выделения прямоугольной области используйте мышь, при нажатой левой кнопки мыши. Для выделения нескольких произвольных прямоугольных фрагментов используйте дополнительно зажатый правый CTRL, отпуская CTRL вы можете переместить курсор к началу следующего прямоугольного участка, зажимая CTRL вы начинаете новое выделение.

Функции редактирования находятся в меню, вызываемому правой кнопкой мыши, аналогично, как для вызова разноски ( см. выше ):

  • Пункт меню “Установить выделенные ячейки” позволяет установить выделенные ячейки в значение, которое вводится через диалоговое окно. Если выделенных ячеек нет, то выводится окно с сообщением об ошибке.
  • Пункт меню “Ограничить все ячейки” позволяет ограничить все ячейки в таблице значением, которое вводится через диалоговое окно.
  • Пункт меню “Копировать” позволяет копировать выделенные ячейки в буфер. Если выделенных ячеек нет, то выводится окно с сообщением об ошибке.
  • Пункт меню “Вставить” позволяет вставить ячейки из буфера в любое место таблицы, на которое установлен курсор. Внимание. Можно копировать ячейки в одной таблице, а вставлять в другой.
  • Пункт меню “Вставить +1” позволяет вставить ячейки из буфера в любое место таблицы, на которое установлен курсор при этом все вставляемые значения будут увеличены на 1.
  • Пункт меню “Вставить +2” позволяет вставить ячейки из буфера в любое место таблицы, на которое установлен курсор при этом все вставляемые значения будут увеличены на 2.
  • Пункт меню “Увеличить выделенные ячейки” позволяет увеличить выделенные ячейки на значение, которое вводится через диалоговое окно. Если выделенных ячеек нет, то выводится окно с сообщением об ошибке.
  • Пункт меню “Уменьшить выделенные ячейки” позволяет уменьшить выделенные ячейки на значение, которое вводится через диалоговое окно. Если выделенных ячеек нет, то выводится окно с сообщением об ошибке.
  • Пункт меню “Умножить выделенные ячейки” позволяет умножить выделенные ячейки на значение, которое вводится через диалоговое окно. Если выделенных ячеек нет, то выводится окно с сообщением об ошибке.
  • Пункт меню “Раскрасить” позволяет раскрасить ячейки таблицы в цвет, зависящий  от  величины цифрового значения каждой ячейки. Для газовой калибровки меньшим значениям соответствует голубой цвет, большим — желтый.  Для дизельной калибровки меньшим значениям соответствует малиновый цвет, большим черный цвет. По умолчанию, режим “Раскрасить” включен.
  • Пункт меню “Не раскрашивать” отменяет режим “Раскрасить”. Все ячейки в калибровках отображаются одинаково белым цветом.
  • Пункт меню “Подсветка положения” выделяет красным ячейку,  соответствующую в текущий момент RPM и Turbo. Данный режим выключен по умолчанию.
  • Пункт меню “Обычный режим” отменяет режим “Раскрасить”.

Общие принципы обработки сигналов ПО MDI

Все цифровые значения, используемые в настройках ECU могут иметь определенный допустимый диапазон. Если было введено недопустимое значение, то будет получено сообщение об ошибке.

Показания датчиков измеряются и отображаются в ПО MDI в мВ. Некоторым сигналам измеренным мВ соответствуют физические значения — градусы С, бары и т.д. Все настройки осуществляются в мВ. Значение в физической величине ( С, бар ) будет автоматически вычислено, после  закрытия окна с настройками. Вычисление происходит, по таблицам из меню “Настройки MDI” ( подробно об этом пункте меню см. ниже ).

У каждого сигнала есть нормальный диапазон значений, значение сигнала выходящие за нормальный диапазон значений вызывают ошибку, которая отображается блоком малых индикаторов 16-17 вкладка “Основное” и переход в дизельный режим. Границы нормального диапазона задаются через установку Аварийный уровней по минимуму и максимуму сигнала.

 Если сигнал  будет меньше или больше аварийного уровня в течение некоторого времени ( время задержки перехода между нормальным и ошибочным состоянием  ), то газодизельный блок автоматически перейдет в дизельный режим. Ошибка по сигналу автоматически исчезнет после того как сигнал будет в нормальном диапазоне значений, как минимум в течение некоторого времени ( время задержки перехода между нормальным и ошибочным состоянием ) . Такая задержка по срабатыванию ошибки и возвращению в нормальный режим после исчезновения ошибки нужна, чтобы предотвратить случайное срабатывание при зашумленном сигнале.

Если время задержки перехода между нормальным и ошибочным состоянием не указано явно оно составляет 300 мс.

Работа с пунктом главного меню “Настройки ECU”

Пункт подменю: Обороты(RPM) и Давление наддува

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU”) пункт “Обороты(RPM) и Давление наддува”.

Блок “Обороты(RPM)“

В открывшемся диалоге первый блок “Обороты двигателя в минуту ( RPM )” ( выделен на иллюстрации внизу красным ). Первые 4 значения заполняются в соответствии с “Инструкцией по калибровке …”.

Пункты “Аварийный уровень” нужны для формирования сигнала аварии и отключения газодизельного режима работы.

 Если сигнал RPM будет меньше или больше аварийного уровня в течениии больше чем 300 мс, то газодизельный блок автоматически перейдет в дизельный режим. Ошибка по сигналу RPM автоматически исчезнет после того как сигнал RPM будет в нормальном диапазоне значений, как минимум в течении 300 мс. Такая задержка по срабатыванию ошибки и возвращению в нормальный режим после исчезновения ошибки нужна, чтобы предотвратить случайное срабатывание при зашумленном сигнале.Значениями по умолчанию для сигнала RPM являются 0.5 ХХ RPM для “Аварийный уровень минимум” и 1.1-1.2 максимального по тахометру RPM.

Последний пункт в блоке “RPM” “Поправочный коэффициент для RPM” отвечает за соответствие показаний тахометра на приборной панели и показаниям тахометра в ПО MDI ( N1 на вкладке “Основное”). Может принимать значения от 0 до 9999. Значение RPM, полученное путем измерения количества импульсов в секунду от датчика RPM умножается на “Поправочный коэффициент для RPM”. Обратите внимание, что при умножении на 0 и показания на приборной панели ПО MDI будут 0.

Для обеспечения соответствия показаний тахометра на приборной панели и показаниям тахометра в ПО MDI необходимо просто подобрать значение “Поправочный коэффициент для RPM”. Для разных ТС оно различно, но часто оно находится в районе числа 100.

Если адекватное значение “Поправочный коэффициент для RPM” подобрать не удается, например при малых оборотах значения тахометров совпадают, а при увеличении оборотов расходятся или наоборот, то значит имеется проблема с правильной установкой газодизельного комплекта и необходимо обратится к документам по установке и решению проблем ГДК “Триоль/Аккорд”.

Блок “Давление наддува“

Пункты максимального и минимального значения наддува заполняются в соответствии с “Инструкцией по калибровке …”.

Пункты “Аварийный уровень” нужны для формирования сигнала аварии и отключения газодизельного режима работы и работают по аналогично RPM.

Значениями по умолчанию для сигнала Turbo являются 0.5 ХХ Turbo для “Аварийный уровень минимум” и 1.1-1.2 максимального давления наддува для различных режимов ( “Пустой” и “Груженный”).

Обратите внимание, что аварийные максимумы для давления наддува различаются для пустого и груженого транспортного средства, так как давление наддува на пустом ТС сильно ниже чем на груженном, а аварийный минимум одинаков, так как он одинаков для ХХ пустого и груженого ТС.

Пункт подменю: EGT, ОЖ, Температура редуктора

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “EGT, ОЖ, Температура редуктора”.

Блок “Давление наддува“

Вы можете использовать 1 или 2 датчика EGT. Использование 2-го датчика оправдано в случае V образного двигателя или в случае разделения выходного коллектора на 2 части. Если, вы используете 2-ой датчик, то установите выпадающий список “Использовать второй датчик EGT” в положение “Использовать”.

Настройку “Предельная температура EGT1 (2)” осуществите в соответствии с “Инструкцией по калибровке”.

Настройка “Аварийный уровень, минимум” действует для обоих датчиков EGT. Эта настройка нужна, чтобы ПО MDI обнаруживало обрыв измерительной цепи. При обрыве датчика EGT показания будут близки к 0, а при работе на ХХ на любом двигателе показания будут > 50 C.

Установите такое значение в градусах Цельсия, которое примерно на 50% ниже показаний датчиков EGT на ХХ, но выше максимально возможной температуры окружающей среды ( дополнительная защита от случайной подачи газа). Значением по умолчанию является   60 С.

Сигнал EGT переключается в аварию, если аварийное состояние продолжается 600 мс .                                           Аналогично,авария по EGT пропадает, когда сигнал EGT находится в зоне нормальных значений более 600 мс.

Блок “Температура редуктора“

Газовый редуктор содержит в своей конструкции резиновую мембрану, которая может быть повреждена при подаче газа при отрицательной температуре. Установите “Минимальная температура редуктора для включения напряжения, меньше чем мВ” в такое количество мВ, которое соответствует примерно 30 С редуктора. Для определения этой температуры положите руку на редуктор, по ощущениям он должен быть слегка теплый. Обратите внимание, что датчик температуры редуктора обратный, т.е чем выше температура редуктора, тем ниже в мВ показания датчика.

ОЖ, которая нагревает редуктор, особенно зимой может иметь колебания при нагревании, чтобы газодизельная система  не включалась/выключалась случайно и бессистемно установите “Время задержки перехода между нормальным и ошибочным состоянием (сек)” достаточно большим. Значение по умолчанию 30 секунд.

Блок “Температура охлаждающей жидкости ( ОЖ, обратный датчик).“

Подача газа в холодный двигатель не желательна, поэтому обычно газодизельный режим включается, когда температура ОЖ достигнет определенной величины. Обычно датчик ОЖ на ТС обратный. т.е. чем больше температура ОЖ, тем меньше значение в мВ.

Установите значение “Температура ОЖ для включения блока должна быть меньше, чем мВ” в значение соответствующее 30-60 С. Если датчик температуры на приборной панели не проградуированн в градусах Цельсия, то установите количество мВ примерно соответствующие ⅓ отклонения стрелки.

Зимой дизельный двигатель может не обеспечить прогрев ОЖ до температуры включения газодизельного режима, что может быть проблемой если установлена подача газа на ХХ.  Настройка “Температура ОЖ для включения блока на ХХ должна быть меньше, чем мВ” установите достаточное значение для уверенного включения газодизельного режима на ХХ, обычно 10-20 С или 10% хода стрелки на приборной панели.

Настройка “Температура ОЖ для работы должна быть НЕ меньше, чем мВ” служит для выключения газодизельного режима при достижении температуры ОЖ максимальной температуры. Обычно максимально разумной температурой ОЖ считают 105-110 С.

В целях предотвращения повреждения двигателя при проблемах с системой охлаждения имеется возможность ограничить мощность двигателя при достижении максимальной температуры как в дизельном так и в газодизельном режимах.

Для включения такого режима выберите “Ограничивать” в выпадающем списке пункта ”Ограничивать подачу ДТ при перегреве двигателя”. При этом если перегрев двигателя произошел и режим ограничения включился будет включен красный индикатор 44 вкладки “Основное”.

Степень ограничения мощности двигателя можно установить в пункте “Ограничение ДТ при перегреве % от мощности двигателя”.

Необходимо иметь ввиду, что настроить режим защиты двигателя по перегреву ОЖ без некоторого количества ложных срабатываний очень сложно. Особенно это касается использования горного тормоза ( ретардера ) на груженной машине в пересеченной местности.

ОЖ, которая нагревает редуктор, особенно зимой может иметь колебания при нагревании, чтобы газодизельная система  не включалась/выключалась случайно и бессистемно установите “Время задержки перехода между нормальным и ошибочным состоянием (сек)” достаточно большим. Значение по умолчанию 30 секунд.

Совет !

Датчик температуры ОЖ удается подключить не всегда, если датчик температуры ОЖ не подключен, то выставите все значения такими, чтобы исключить случайное срабатывание и сигнал ОЖ находился всегда во безаварийном состоянии. Включение газодизельного режима в этом случае осуществляйте по температуре редуктора.

Пункт подменю: Педаль газа (PPS), Загрузка ТС, Круиз

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “Педаль газа (PPS), Загрузка ТС, Круиз”.

Блок “Педаль газа PPS“

Значение “Минимум датчика педали газа PPS1 (мв)” берется с индикатора 6 вкладки “Основное” когда педаль газа не нажата и машина стоит на ХХ.

Значение “Максимум датчика педали газа PPS1 (мв)” берется с индикатора 6 вкладки “Основное” когда педаль газа полностью нажата и машина стоит на месте. Допускается, чтобы при полном нажатии на педаль газа двигатель не был заведен.

Значение “Аварийный уровень PPS1 минимум” выбирается таким, чтобы исключить случайное аварийное выключение газодизельного блока. Значение по умолчанию 0,6-0.7 от напряжения на полностью отпущенной педали газа.  

Значение “Аварийный уровень PPS1 максимум” выбирается таким, чтобы исключить случайное аварийное выключение газодизельного блока. Значение по умолчанию 1.1-1.2 от напряжения  при полностью нажатой педали газа.  

Блок “Загрузка транспортного средства“

Существует 2 способа определения состояния загруженности транспортного средства:

  1. по датчику давления пневмоподвески, штатного установленного на ТС
  2. по переключателю, переключаемому водителем

Выберите “Использовать” в пункте “Использовать датчик давления , как сигнал пустой” для Варианта 1 и “Не использовать” для Варианта 2.

Определите значение датчика давления в системе при полностью загруженном ТС и при полностью разгруженном ТС по показаниям Load 36 номер на вкладке “Основное”. Установите значение “Граница переключения груженый/пустой(мВ)” в значение позволяющее уверенно разделять состояние пустой и груженный. Значением по умолчанию является 0.5 * (давление в  мВ груженный — давление в мВ пустой ).

При включении режима “Груженный” индикатор 42 вкладки “Основное” становится красным.

Значение “Пустой/Груженый” переключается, когда соответствующее состояние длится как минимум 300 мс.

Выберите значение “Аварийный уровень минимум” примерно в 0.6-0.8 от значения полученного с датчика  при разгруженом ТС. Выберите значение “Аварийный уровень максимум” примерно в 1.1-1.2 от значения полученного с датчика  при загруженом ТС.

Переключение в аварийный режим осуществляется при действии аварийных значений в течении как минимум 300 мс. Переключение из аварийного режима осуществляется при действии нормальных значений в течении как минимум 300 мс.

Блок “Детектор круиз контроля“

Работа с круиз-контролем полностью описана в “Инструкции по калибровке”.

Пункт подменю: Газ: температура, давление, утечка

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “Газ: температура, давление, утечка”.

Блок “Температура газа( обратный датчик)“

Для КПГ данная настройка не имеет большого значения и ее можно проигнорировать, так как газ подогревается в редукторе теплой ОЖ. Установите “Аварийный уровень, газ теплее…” в 0, а “Аварийный уровень, газ холоднее в 9999”.

Блок “Давление газа в редукторе“

“Минимальное давление в редукторе для выключения” устанавливает предел давления для выключения газодизельной системы при окончании газа. Когда давление в баллонах падает < 10 бар, то редуктор уже не может поддерживать устойчиво нормативное давление в 3.2 бара и оно начинает падать.

 Установите “Минимальное давление в редукторе для выключения” таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить полное опорожнение баллонов, а с другой стороны комфортные условия для водителя, так как работа на пониженном давлении будет восприниматься как отсутствие тяги ТС. Рекомендуемое значение 1.8-2 бара.

При попадании грязи под мембрану или повреждении мембраны редуктор может самопроизвольно увеличить давление газа в системе, если этот момент не отследить и не отключить газодизельный режим, то можно повредить двигатель. Установите “Максимальное давление в редукторе для выключения” таким образом чтобы срабатывание не происходило при небольшом случайном повышении и при естественном повышении давления газа, оставшегося в топливной магистрали под влиянием тепла двигателя. Рекомендуемое значение 4-5 бар.

Процесс падения давления идет не линейно, а скачками установите “Время задержки перехода между нормальным и ошибочным состоянием” достаточно большим, чтобы исключить ложные срабатывание в обе стороны, но не слишком большим так, как будет восприниматься как потеря тяги при окончании газа. Рекомендуемое значение — 30 секунд.

Для ошибки по повышению давления время задержки перехода между нормальным и ошибочным состоянием составляет 100 мс.

Блок “Тест на герметичность системы“

ПО MDI может обнаружить утечку газа на линии между отсечным клапаном высокого давления на редукторе и газовыми форсунками. Алгоритм обнаружения утечки следующий. На стоящей машине, когда скорость = 0 ГДК кратковременно открывает отсечной клапан и газовая магистраль заполняется, потом отсечной клапан закрывается и в течении некоторого времени происходит замер давления. Если, давление падает больше чем нормативное значение, то срабатывает ошибка утечка газа, что отражается на индикаторе 16 вкладка “Основное”. Ошибка “Утечка газа” сбрасывается при повороте ключа ТС.

  1. Установите желаемую частоту проведения теста в интервалах по 15 минут. 0 — не проводить тесты, 4 — раз в час, 32 — раз в 8 часов, 96 — раз в день
  2. Установите длительность проведения теста в секундах. Значение по умолчанию 120
  3. Абсолютная величина падения давления, если давление падает во время теста на большую величину, то генерируется ошибка утечки газа. Рекомендуемое значение 0.5-1 бар.

Пункт подменю: Воздух, контроль ДТ форсунок

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “Воздух, Контроль ДТ форсунок”.

Блок “Температура воздуха во входном коллекторе“

Установите такие значения Аварийных уровней, которые обеспечивают чтение сигнала и обнаружение его не характерных уровней. Значения по умолчанию — нет, так как их величина зависит от типа использованного на ТС датчика температуры наддувочного воздуха.

Блок “Контроль работы дизельных форсунок“

ГДК “Триоль/Аккорд” может отслеживать электрические импульсы управления дизельными форсунками.

При отсутствии импульсов на ДТ форсунках в течении некоторого времени ( задается в “Интервал между импульсами ДТ форсунок (мс), если больше, то считать, что” ) подача газа прекращается, но блок остается в газодизельном режиме. При обнаружении пропадании импульсов на ДТ форсунках индикатор 17 вкладки “Основное” становится красным.

Режим отслеживания работы дизельных форсунок существенно повышает безопасность работы газодизельного оборудования и улучшает работу двигателя в газодизельном режиме с роботизированной коробкой передач.

Для активации режима контроля за работой ДТ форсунок выберите “Использовать” в выпадающем списке “Возможность контроля дизельных форсунок”.

Подберите время в мс “Интервал между импульсами ДТ форсунок (мс), если больше, то считать, что” чтобы устойчиво диагностировалось прекращение работы ДТ форсунок. Типичное значение примерно 200, но чем оно меньше тем быстрее будет диагностировать прекращение работы ДТ форсунок.

Обычно форсунки ДТ отключаются если на ХХ резко нажать на газ, а потом бросить. Проверку, что форсунки отключаются осуществлять осциллографом.


Пункт подменю: Скорость, ХХ, Заслонка, GPS

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “Скорость, ХХ, Заслонка, GPS”.

Блок “Настройка скорости“

Использование датчика скорости существенно повышает безопасность работы газодизельного оборудования и позволяет подавать газ на режиме ХХ. Отключайте использование датчика скорости только в крайнем случае !

  1. Подберите число от 1 до 64536 чтобы показания спидометра совпадали с показанием ПО MDI. Если это невозможно, то подберите  число так, чтобы хотя бы уверенно определялся режим “едем/стоим”. Если даже это не получается, то обратитесь к документу “Решение проблем при установке и эксплуатации газодизельного комплекта TRIOL/Accord”.
  2. ГДК “Триоль/Аккорд” подсчитывает количество импульсов от датчика скорости за определенный момент времени. Значение по умолчанию 200 мс. Для некоторых типов датчиков скорости более устойчиво скорость читается при увеличении времени измерения. Однако, если сделать период измерения слишком большой, то скорость будет читаться с задержкой относительно физической скорости ТС.
  3. Установите такое значение, которое точно не может быть достигнуто ТС, например 200 км/час
  4. Выберите “НЕТ” только в крайнем случае ( см. выше ).

Блок “Настройка GPS“

GPS применяется для поднятия замещения на фиксированных маршрутах, как правило в карьере. Настоящее руководство не рассматривает вопросы его использования. Выберите “Не использовать” из выпадающего списка.

Блок “Воздушная заслонка“

Установите максимальный PWM для управления заслонкой (5) в ПО MDI 90-100 Германия, 120-130 КНР. Запишите калибровку SETUP в газодизельное ECU.  

  1. Запишите значение с датчика положения заслонки при выключенном газодизельном режиме ( 31 сигнала, вкладка “Основное”) , уменьшите его на 5 и запишите в (1)
  2. В MDI через Тесты-100% заслонка ON подайте максимальный PWM и запишите значение в которое установлена заслонка. Через некоторое время сработает защита от переоткрытия и заслонка вернется в полностью закрытое положение. Это нормально. Уменьшите полученное значение, на  30 единиц и запишите, как значение для открытой заслонки в (2). Данный шаг необходим для предотвращения “залипания” клапана при срабатывании защиты при переоткрытии.
  3. Установите (3) в 50% от (1)
  4. Установите (4) в 120% от (2)
  5. Установите максимальный PWM для управления заслонкой (5) в ПО MDI 90-100 Германия, 120-130 КНР.
  6. Установите параметры ПИД регулятора. КИ 500 для Германии и КИ 0 Китай
  7. Установите параметры ПИД регулятора. КД 1 для Германии и КД 0 Китай
  8. Установите параметры ПИД регулятора. КП 400 для Германии и КП 1 Китай
  9. Установите “ДА” для использования воздушной заслонки или “НЕТ” для неиспользования.

Блок “Подача газа на холостом ходу“

Настройка описана в “Инструкции по калибровке”.

Пункт подменю: Прочее

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “Прочее”.

  1. Выберите “Использовать” для включения режима логирования. Как правило нет причин не использовать логирование.
  2. При первоначальной прошивке газодизельного блока файлом HEX газодизельный блок устанавливается в положение связи через USB. Так как USB не является промышленным стандартом мы не рекомендуем его использование в полевых условиях. Сразу после перепрошивки измените значение (2) на RS232 и дальше работайте через RS232.
  3. Стандартное значение 19200, как правило, нет причин для изменения стандартного значения
  4. ПО MDI имеет возможность проверить целостность данных в каждой калибровке при первоначальном запуске.  Если данные повреждены или вообще не были записаны, то система переключится в газодизельный режим с установлением в красный цвет соответствующего индикатора ( 16, вкладка “Основное” ). Понять в какой калибровке проблема можно проанализировав поле “Test Val1” ( вкладка “Дополнительное, поле 1 ). Номер в этом поле покажет в какой калибровке проблема ( LOAD 1, FREE 2, SETUP 3, GPS -4 ). Отключайте контроль на свой страх и риск.
  5. Упрощенный режим работы ПО MDI, как правило не используется

Пункт подменю: Наименование транспортного средства

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “Наименование транспортного средства”.

Используйте только латинские буквы и цифры, не более 15 ( более длинные имена будут обрезаны ). Используйте говорящее имена, например scania_440GX_15 ( Скания, модель,440GX, 15 бортовой номер ). Если при установке газодизельного комплекта были какие-то особенности, то тоже хорошо отобразить это в имени, например scania_14_5bar или scania_15_4inj ( 5 барный вариант и вариант с 4 форсунками).

Помните, что имя транспортного средства является основой для создания имен калибровок.

Пункт подменю: Табличные

Выберите из главного меню ( “Настройки ECU” ) пункт “Табличные”.

Большая часть работы с табличными настройками описана в “Инструкции по калибровке”.

Общие принципы работы с табличными данными

Неубывающие таблицы ( Массивы данных )

В каждой таблице первая колонка должна обязательно содержать не убывающие данные. Т.е данные в каждой строке, должны быть меньше или равны данным в следующей ( нижней ) строке. Такое требование связано с использование быстрого алгоритма поиска элемента в таблице. Неубывающий элемент в таблице серьезная ошибка, которая может привести к неправильной работе газодизельного оборудования, поэтому при попытке записи в газодизельное ECU таких данных будет выдано сообщение об ошибке и запись не произойдет.

Так же, если включена соответствующая настройка ( см. пункт меню “Прочее” ) контроль неубываемости массивов осуществляется каждый раз при старте газодизельного ECU.

Сервисные операции с таблицами

Нажмите правую кнопку мыши на любой таблице.

  • Разнести. Выберите этот пункт и все строки таблицы будут заполнены линейной аппроксимацией между первым и последним элементом таблицы. Допустим первый элемент таблицы 1 , а последний 100. Тогда 2 элемент будет 3, 3-ий 5 и так. далее. То есть каждый последующий элемент будет отличаться от предыдущего на 2.
  • Установить. Выделите элементы в таблице и нажмите Установить и введите в открывшемся диалоговом окне число. Все выделенные строки будут установлены в значение, которое было введено в диалоговом окне.
  • Копировать. Копирует выделенные ячейки в буфер обмена.
  • Вставить. Вставляет ячейки из буфера ( работает в пределах одной таблицы ).

Таблица для настройки эмулятора цифровой педали газа.

Цифровая педаль газа генерирует сигнал PWM ( ШИМ ), где скважность сигнала пропорциональна силе нажатия. Газодизельный блок управления преобразует ШИМ сигнал в мВ, которые тоже пропорциональны силе нажатия и отображаются 6,7 , вкладка “Основное”.

Для настройки эмуляции цифровой педали необходимо записать показания 6 первого датчика PPS на полностью отпущенной педали и полностью нажатой педали в мВ и подобрать PWM ( может изменяться от 0 до 255 ) таким образом, чтобы показания эмалированных сигналов 9, 10 в мВ совпали с записанными результатами.

Остальные значения в таблице получаются разноской 2-х полученных крайних точек.

Повторите процедуру для второго датчика, по аналогии. 2-ой датчик бывает 2-х типов ½ от первого и обратный к первому.

Обязательно тщательно проверьте получившийся результат, многократно нажимая на педаль, дизельный блок управления не должен впадать в ошибку. Иногда автоматическая разноска не дает результатов и надо разнести руками, сохраняя крайние точки. Шаг разноски подбирается опытным путем.

При проверке работоспособности должно не быть прочих ошибок и включен газодизельный режим или включен эмулятор PPS через “Тесты” главного меню ( см. ниже ).

Таблица для настройки отображения текущего номера передачи

 Последняя 6 ая таблица отвечает за определение номера текущей передачи, отображаемого на вкладке “Основное”, пункт 34. Каждой передаче ТС соответствует строго определенное соотношение между оборотами коленвала и оборотами кардана, которые фиксирует датчик скорости.

Это соотношение отображается на вкладке “Дополнительное”, пункт 5.

Если вы хотите, чтобы номер передачи  отображался правильно заполните 6 ую таблицу, если номер передачи вам не нужен ( в расчетах по подаче газа он не используется ), то не заполняйте 6 ую таблицу.

Попросите водителя достаточно долгое время ехать на одной передачи и запишите для каждой передачи значение “Дополнительное”, пункт 5. Вставьте эти значения в колонку Ratio, а в колонку N Gear номер передачи.

Работа с пунктом главного меню “Настройки MDI”

В данном меню собраны все функции, касающиеся собственно ПО MDI, как программы вне связи с газодизельным блоком.

Пункт подменю: Преобразование мВ в гр. С для ОЖ 

Выберите из главного меню ( “Настройки MDI” ) пункт “Преобразование мВ в гр. С для ОЖ”.

Температура ОЖ измеряется датчиком ТС, результаты измерений в мВ. Для преобразования в градусы Цельсия используется таблица соответствия, где каждой строке в (1) соответствует строка в (4).

Разные ТС используют разные датчики температуры ОЖ, поэтому для каждого типа такого датчика потребуется своя таблица.

  • Заполните (1) такими значениями градусов Цельсия, которые покрывают весь диапазон температур.
  • Введите в (2) значения мВ, которые соответствуют градусам Цельсия. Это могут быть экспериментально полученные данные, например можно смотреть в ПО MDI значение в мВ, а значение в градусах Цельсия брать из сервисного дилерского ПО или например можно выкрутить датчик ОЖ и искусственно нагревать его до известных температур ( например погружая в лед +4, кипяток +100 и т.д)
  • Нажмите кнопку “Принять измерение” и значения в таблице (3) автоматически заполнятся.
  • Снова откройте пункт в меню “Преобразование мВ в гр. С для ОЖ”. Проверьте получившиеся итоговые данные (4), анализируя нижний график “Зависимость мВ/С”. Если экстраполяция дала какие то странные результаты скорректируйте их руками.

Пункт подменю: Преобразование мВ в гр. С для газа 

Выберите из главного меню ( “Настройки MDI” ) пункт “Преобразование мВ в гр. С для ОЖ”.

Измерение температуры газа осуществляется датчиком Sensata, установленным в рейке с форсунками. MDI поставляется с полностью настроенной Таблицей конверсии. Если возникнет необходимость ее изменить, то следуйте инструкциям приведенным выше.

Пункт подменю: Преобразование мВ в гр. С для Воздуха во вх. коллекторе.

Настройка таблице конверсии осуществляется по  инструкциям приведенным выше.

Пункт подменю: Программные

Выберите из главного меню ( “Настройки MDI” ) пункт “Программные”.

Этот пункт отвечает за настройки MDI, как программы.

  1. Используется для конверсии UTC GPS времени в локальное время, при наличии GPS
  2. Используйте “Профессиональный”, остальные виды не прижились
  3. Номер COM порта, через который ПО MDI взаимодействует с газодизельным блоком. Если в системе много COM портов и используется шнур COM-RS232 не ST LAB автоматическое распознавание может не сработать. Для автоматического распознавания 999, иначе номер COM порта.
  4. 19200 стандартная скорость обмена, не меняйте ее без крайней необходимости.
  5. Чем меньше это значение, тем быстрее пишутся калибровки, но больше вероятность ошибки. Не используйте меньше 20, значение по умолчанию 40.
  6. Чем меньше это значение, тем быстрее пишутся калибровки, но больше вероятность ошибки. Не используйте меньше 300, значение по умолчанию 500.

Хранение данных о конверсии физических величин.

Таблицы конверсии мВ в физические величины ( С, бар ) хранятся в директории prog_settings которая расположена в том же директории, что и ПО MDI, в файле с расширением .mdidat.

Если вам понадобился другой набор таблиц физических величин просто переименуйте текущий файл .mdidat в какое нибудь расширение и перезапустите ПО MDI, после чего будет создан новый файл .mdidat с пустыми таблицами конверсии.

Работа с пунктом главного меню “Тесты”

Тесты предназначены для проверки функционирования различных частей газодизельного комплекта. Обязательно их используйте перед началом калибровки.

Все режимы тестирования осуществляется вне зависимости от каких либо нибудь других сигналов, ошибок, положений переключателей и прочее.

Пункт подменю: Тестирование форсунок.

Внимание ! При тестировании форсунок, если оборудование находится в газодизельном режиме газ поступает в двигатель, несмотря на то, что при тестирование осуществляется подача только пиковых импульсов в стандартном режиме ( эквивалентно холд 37 в калибровочной таблице, подробно о принципах работы форсунок смотрите ниже ) двигатель на ХХ может плохо воспринять такое количество газа. Поэтому желательно или нажать на педаль газа увеличив обороты до 1400-1800 об/мин  или отключить шланг подачи топливного газа от двигателя, оставив его в воздухе ( соблюдайте меры пожарной безопасности !!! ).

При тестировании форсунок сигнал подается одновременно на все форсунки. Обычно даже при работающем двигателе слышен четкий металлический звук их работы, если есть сомнения, то снимите шланг и проведите тест на заглушеном двигателе.

Внимание ! Никогда не используйте тест форсунок при неработающем двигателе, открытом отсечном и установленном шланге подачи газа. В этом случае газ заполнит двигатель и при следующем запуске его двигатель может быть поврежден. Если по каким то причинам это произошло, то попробуйте прокрутить двигатель без работающих дизельных форсунок ( на каких то ТС это можно сделать с помощью сервисного ПО, на каких-то двигателях можно снять разъемы с ДТ форсунок ).

Когда форсунки звучат все, трудно на слух определить работоспособность каждой из них. Для проверки индивидуальной работоспособности форсунок или канала управления форсунками подключайте к блоку управления только одну, проводите тест, убеждаясь в работоспособности. Потом отключайте, подключайте следующую к следующему каналу управления и т.д.

Внимание ! Никогда не включайте и не отключайте разъемы газовых форсунок при работающем тесте или просто при работающих форсунках. Существует высокий риск выхода из строя канала управления. Вся коммутация должна быть производится только при выключенном зажигании.

Тест форсунок будет производится в течении неограниченного времени, пока вы не выберите пункт меню “Тестирование форсунок OFF”.

Пункты подменю: Включить отсечной, Выключить отсечной.

При включении отсечного будет слышен сильный металлический щелчок, при выключении отсечного тоже будет слышен щелчок, но тише.

Внимание ! Тест отсечного будет запущен в независимости от наличия ошибок и в редуктор может быть подан газ, если редуктор будет холодный, то он может быть поврежден. Прогрейте редуктор перед использование теста

Пункты подменю: Включить PPS, Выключить PPS

Включает эмулятор PPS, на цифровой педали должна появиться эмуляция, на аналоговой педали должно произойти ограничение.

Пункты подменю: Тесты заслонки.

При тесте воздушной заслонки 100% на заслонку подается PWM ( ШИМ ) равный максимальному PWM, указанном в настройке заслонки ( 5 настройка, см. выше ). Нормальная заслонка должна полностью открыться. Открытие заслонки проверяют по показаниям датчика положения заслонки 31, вкладка “Основное”. Если есть сомнения, что заслонка открылась полностью, то откройте руками полностью заслонку и запишите показания датчика положения заслонки и ориентируйтесь на это значение.

Также необходимо учитывать механизм защиты заслонки от переоткрывания ( см. выше в описании настройки заслонки ).

Все тесты заслонки продолжаются до момента выключения через соответствующий пункт меню.

Тесты на 10% и 50% открытия выполняют, только после полной настройки заслонки, так как они используют ПИД регулятор. Нормально работающая и настроенная заслонка довольно быстро устанавливается в требуемое положение.

При работе заслонки она издает характерный писк. Это нормально.

Внимание ! Не отсоединяйте разъем заслонки во время ее работы, это может привести к выходу из  строя канала управления. Вся коммутация должна быть производится только при выключенном зажигании.

Работа с пунктом главного меню “Логи”

Все функции логирования работают только при включенном режиме логирования ( см. выше). Факт включенного режима логирования подтверждается зеленым цветом индикатора 41, вкладка “Основное”.

Перед первым использованием газодизельного блока необходимо выполнить разово все пункты меню “Сбросить..”, чтобы стереть случайные значения, находящиеся в EEPROM.

 

Для получения всех данных логирования из EEPROM используйте пункт меню “Считать все из EEPROM”. Сами по себе данные в ПО MDI не появятся, надо считывать их самостоятельно.

Можно сохранять данные логирования в файлах *.log и потом их считывать при необходимости.

Пункт подменю: Логи максимумы в EEPROM 

Выберите из главного меню ( “Логи” ) пункт “Логи максимумы в EEPROM”.

Газодизельный блок управления записывает максимальные значения вышеприведенных сигналов как в дизельном, так и газодизельном режиме при условии наличия сигнала зажигания. Логирование начинается через 9 секунд, после включения газодизельного блока. Логируются не мгновенные максимальные значения сигналов, а максимальные значения сигналов с усреднением около 1 секунды.

Для сброса максимумов используете пункт меню “Сбросить максимумы”.

Остальные пункты меню “Логи” используются только при наличии GPS и в настоящем руководстве не описываются.


Система помощи

Доступна через главное меню, пункт “Помощь”

И кнопках помощь в формах настроек.