Пермская интрига вокруг газомоторных автобусов

Правительство края вновь решило вмешаться в деятельность городского транспорта. Вице-премьер Олег Демченко попросил главу города Игоря Сапко остановить конкурс на распределение автобусных маршрутов. По его мнению, распределять маршруты можно будет после того, как Пермский край попадет в федеральную программу по развитию общественного транспорта на газомоторном топливе. Городские власти говорят, что для этого конкурсы останавливать не нужно: владельцы таких автобусов будут побеждать из-за экологичности данного вида транспорта.

Как стало известно „Ъ“, в минувший понедельник главе Перми — спикеру гордумы Игорю Сапко — поступило письмо (есть в распоряжении „Ъ“) от вице-премьера Пермского края Олега Демченко с просьбой остановить проведение конкурсных процедур на распределение автобусных маршрутов. В письме чиновник объясняет просьбу тем, что, согласно распоряжению правительства РФ от 13 мая 2013 года, «органы госвласти субъектов должны разработать комплекс мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в субъектах РФ уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах с численностью населения более 1 млн человек — до 50% общего количества единиц техники».

В правительстве подтвердили существование такого письма. Как рассказал „Ъ“ Олег Демченко, по программе «Газпрома» в Перми будут построены первые две автогазонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Исходя из сегодняшних цен на бензин, стоимость газомоторного топлива будет в три раза ниже: порядка 12 руб. за литр, это очень выгодно. «Поэтому надо переводить транспорт на газомоторное топливо и исполнять федеральное законодательство. Программа по газомоторному топливу действует до 2020 года, в следующем году Пермский край вновь будет заявляться», — пояснил „Ъ“ чиновник. Стоит отметить, что Пермский край не попал в программу правительства на выделение субсидий регионам в 2015 году на приобретение автобусов на газомоторном топливе.

Краевые власти лоббируют интересы «Газпрома» практически сразу после смены руководства региона. Команда губернатора Виктора Басаргина, наиболее деятельным лоббистом которой является господин Демченко, с 2012 года предлагала Перми принять участие в федеральной программе по закупке автобусов, работающих на газе, для воссоздания муниципального автопарка за счет федеральной программы «Газпрома».

Суть программы в том, что «Газпром» строит АГНКС, а правительство РФ помогает регионам покупать автобусы, работающие на природном газе. В планах «Газпрома» в 2015 году построить две, а к 2018 году — еще пять. Краевые власти в 2012 году пообещали включиться в федеральную программу и на условиях софинансирования (95% — федеральные средства, 5% — региональные) закупить 70 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Однако эти планы не реализованы. В мае 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что половина общественного транспорта в России должна быть переведена на газовое топливо.

Городские власти во главе с бывшим сити-менеджером Анатолием Маховиковым без энтузиазма реагировали на предложения краевых властей. А крупнейшие автобусные перевозчики скептически оценивали перспективность газовых автобусов. Сейчас в Перми есть несколько предпринимателей, осуществляющих перевозки на газомоторном транспорте.

Напомним, конкурсные процедуры были объявлены в конце октября. Процедуры были объявлены на девять автобусных маршрутов. Разыграть удалось всего два — из-за обнаруженных нарушений в заявках перевозчиков. Стоит отметить, что господин Демченко не впервые вмешивается в деятельность муниципальной власти. В мае вице-премьер также обратился к властям города с просьбой приостановить конкурс, объявленный МБУ «Гортранс» на выпуск электронных СПД. Тогда он объяснил свою инициативу необходимостью синхронизировать процессы внедрения электронных СПД с краем. Процесс запуска электронных документов в результате не начат до сих пор.

Вчера на пленарном заседании гордумы Игорь Сапко в ходе доклада замглавы Перми Анатолия Дашкевича о реализации концепции развития общественного транспорта Перми поинтересовался тем, как реализуется распоряжение правительства РФ по переводу транспорта на газ. Господин Дашкевич отметил, что в конкурсной документации одним из критериев является использование газомоторной техники. Кроме того, еще один из критериев — экологичность, а автобусы, работающие на газе, имеют более высокий класс экологичности. По мнению господина Дашкевича, перевозчики готовы закупать автобусы, работающие на газе. «Я думаю, что совершенно спокойно к 2020 году 50% транспорта мы переведем на газ», — отметил он.

Вчера в окружении господина Сапко письмо не комментировали. Источник в мэрии рассказал „Ъ“, что сегодня глава администрации Дмитрий Самойлов планирует встретиться с господином Демченко и объяснить ему, что отменять конкурсы не стоит. По его сведениям, за инициативой вице-премьера стоят отдельные чиновники краевого Минтранса, а не участники рынка. «У края с „Газпромом“ соглашение, и надо его выполнять. Но желание угодить монополии не должно сказываться на рынке — сеть АГНЗС не развита. Как только появятся заправки, будут субсидии на покупку техники, бизнес сам выберет этот вид транспорта».

Добавить комментарий