SCANIA P380 — газодизельный карьерный самосвал.

При карьерном способе добычи полезных ископаемых затраты на дизельное топливо, составляют значимую часть в себестоимости продукции, что в сочетании с большими расходами для единичного транспортного средствасоздает предпосылки использования природного газа, как моторного топлива. ( Если Вы новичок в газодизеле, то пожалуйста, начните читать с нашей обзорной статьи. )

Однако экономические выгоды могут быть получены только в том случае, если газомоторная карьерная техника будет удовлетворять жестким производственным требованиям, предъявляемым к карьерной техники:

  • Мощность и крутящий момент не только не должны упасть, но должна обеспечиваться высокая непрерывность момента.
  • Двигатели в карьерной технике очень нагружены. При полной коммерческой нагрузке, поднимаясь из карьера и при плохих дорожных условиях режим 100% выдачи мощности может быть задействован непрерывно в течении длительного времени ( а не только на обгонных режимах для дорожной техники ).
  • Жесткие климатические условия: -40…+40 это обычно, аномальная запыленность, в том числе угольной пылью, проводящей электрический ток
  • Соблюдение принятого режима заправки топливом. Обычно карьерная техника работает 24 часа в сутки, в 2 смены. Заправка может быть произведена только в пересменок.
  • В карьерах случаются серьезные аварии, в том числе с опрокидыванием и повреждением основных силовых элементов транспортного средства.
  • Все оборудование должно обладать повышенной живучестью

Для выявления соответствия нашего газодизельного решения TRIOL требованиям, предъявляемым к карьерной техники было произведено переоборудование карьерного самосвала SCANIA P380 на газодизельный режим работы.

Краткие сведения о транспортном средстве

Параметр Значение
Тип двигателя DC12, 6 цилиндров, рядный
Мощность двигателя 380 ЛС
Колесная формула 8х4, 2 поворотных моста
Полная масса ТС 44,000 кг

Описание системы хранения газового топлива.

За 24 часа работы карьерный самосвал SCANIA потребляет 400-500 литров дизельного топлива, что соответствует 200-250 литрам за рабочую смену. При 60% замещении и соотношении 1л ДТ =1,1 нм3 природного газа получилось, что запас газового топлива должен составлять 165 нм3, однако принимая во внимания, что газовому редуктору высокой производительности требуется для нормальной работы требуется как минимум 10 атм. изб., то получается что запас газового топлива должен составлять как минимум 173 нм3.

Наше традиционное решение с консольным креплением баллонов за кабиной, представлялось сомнительным, как с точки зрения обеспечения механической прочности при экстремальных нагрузках, так и с точки зрения обеспечения защиты вентилей от падения кусков породы. Нами было принято решение о креплении баллонов к раме с двух сторон с выносом ресивером тормозной системы в раму с одной стороны и переноса топливного бака с другой стороны. Вот что вышло:

Изображение 20140908_183953

 

Таким образом нам удалось разместить с каждой стороны баллоны 3х100 литров и 1х80 литров, что совокупно дало объем в 760 гидравлических литров, что соответствует хранению 760/5/0,85=178 нм3, что в свою очередь позволит осуществлять дозаправку строго в пересменок.

Описание, установленной газодизельной системы TRIOL.

К нашей обычной газодизельной системе TRIOL с эмуляцией педали ( описание ), мы конечно кое что добавили и улучшили:

1Теперь TRIOL поддерживает напряжение питания 24 Вольт, что позволило применить выскопроизводительные газовые форсунки и отказаться от конвертора напряжения 24-12 Вольт. Максимальная подача газа составляет до 90 нм3 в час.

2Новое симметричное калибровочное поле размерностью 2х20х20х32=25,600 точек по осям наддув, обороты, педаль газа для газа и дизельного топлива. Что это дает ? В первую очередь, равномерность ускорения и точный контроль тяги, что очень важно для мощных двигателей выполняющих тяжелую работу на внедорожье с экстремальными нагрузками и уклонами.

 

Скриншот 2014-11-14 22.53.28
3Расширение калибровочного поля делает работу по настройки газодизельной системы весьма трудоемкой. Но мы внедрили сервисные функции, делающие калибровку простой и приятной работой. Калибровка теперь делается за 5 минут. Нужно задать максимальный и минимальный уровень по калибровочным осям ( надув, обороты, педаль ), потом задать максимальный уровень подачи газа и коэффициент пропорцианальности между газовым и дизельным топливом и все ! Программа предложит Вам свой вариант.

4 Интеллектуальный ограничитель скорости. Часто на промыслах, карьерах и специальных территориях, где работает тяжелая дизельная техника применяют специальный режим ограничения скорости из-за требований регулирующих органов. Несогласованная работа дизельного ЕБУ и газодизельного блока приводит к неприятному подергиванию при достижении скорости ограничения. Наш ограничитель срабатывает непосредственно перед срабатыванием дизельного, машина плавно тормозится, как бы упирается в невидимую стену и никаких не приятных эмоций.

5 Интеллектуальный ограничитель температуры выхлопных газов. Все предусмотреть не возможно, часто работа на тяжелом «офф-road» приподносит сюрпризы. Если нагрузка в течении длительного времени анамально высокая, подача газа будет снижена. Это очень полезно если машина буксует.

6Возможность изменения количества подаваемого газа и дизельного топлива в зависимости от выбранной передачи. Обычно, такая коррекция не требуется, но специфические условия карьера обуславливают огромную разницу подач на пониженных и ходовых передачах, которую не всегда удается задать через калибровочную таблицу.

7. Мгновеный снимок всех значимых физических величин , считываемых газодизельным контроллером. Эта очень удобно — надо просто нажать пробел, находясь на главной странице и значения переменных будут сохранены в специальной таблице для последующего анализа.

8 Автоматическая калибровка эмулятора PPS, раньше это была довольно утомительная прцедура. Уровень эмуляции, это аналоговый сигнал, который формирунт срециальный ЦАП, получая ШИМ сигнал и раньше надо было в ручную сопоставить 32 уровня напряжения с 32 уровнями ШИМа. Теперь просто нажимаем кнопку и все происходит в пвтоматическом режиме.

Результаты тестов.

Были произведены две серии тестов — первый, что бы продемонстрировать принципиальные возможности газодизельной системы TRIOL и второй для определения степени воздействия газодизельной системы TRIOL на двигатель транспортного средства.

Условия проведения тестовВ обоих случаях Скания выполняла круговой рейс по маршруту «карьер-обогатительная фабрика». В карьер машина шла не загруженной, в карьере осуществлялась загрузка экскаватором и далее груженная машина возвращалась в исходную точку. Протяженность маршрута — 70-80 км, выезд из карьера 3-5 км по бездорожью с углами наклона 15-20%. Линейная часть — резко холмистая с пересечением водоразделов двух рек. Все тесты выполнялись с одним и тем же водителем, сначала делался полный круг на солярке и замерялось ее потребление, потом в газодизельном режиме с соответствующими замерами. Замер потребления дизельного топлива осуществлялся калиброванным мерным насосом ( см. картинку ниже ), путем залива до края топливной горловины при нахождении транспортного средства в неподвижном состоянии на горизонтальной площадке с твердым покрытием. Замеры потребления газового топлива производились по манометру и далее объем определялся расчетным путем.

Изображение

Коэффициент замещения, мощность и момент.  Во время первого теста был достигнут коэффициент замещения 62%, во время второго теста средний арифметический результат по сумме 12 заездов составил 57%.  Средняя полезная загрузка составила 34 тонны. Водители отмечали возросшую тягу, которую они описывали, как возможность двигаться на одну передачу выше в газодизельном режиме, чем в дизельном в сравнимых условиях.

О влиянии газодизеля на двигатель В целях установления влияния газодизельного режима на двигатель транспортного средства был произведен полный капитальный ремонт двигателя между первым и вторым тестами ( пробег был 670.000 км ). После второй серии теста на фирменном сервисе Скании был произведен разбор двигателя с полным снятием поршней, колец и клапанов ( см. картинки ниже ). Следов износа обнаружено не было. Расхода масла за время тестов обнаружено не было.

Изображение Осмотр двигателя
Изображение Осмотр двигателя
Перспективы развития газодизельной системы TRIOL.

Степень замещения в 50-60% газовым топливом дизельного для двигателя DC12 была достигнута при использовании весьма не совершенной технологии ограничения количества дизельного топлива через эмуляцию сигналов педали газа. Нами разработана более совершенная система контроля количества используемого дизельного топлива, основаная на прямом управлении насос-форсунками. Ожидаемый коэффициент замещения -70-80%.