Трех топливная (метан, пропан) газодизельная Газель Next

Несмотря на высокое октановое число ( 125 ) и низкую стоимость первичной энергии (13 руб за нм3 это 0,38 МДж) , использование метана, как газомоторного топлива в газодизельном цикле осложнено рядом проблем:
  • Метан очень сложно поджечь, поэтому приходится тратить на это довольно много солярки
  • У метана низкая скорость горения, поэтому приходится ограничивать его подачу, так как все равно не успеет сгореть

Эти особенности ограничивают как реально достижимый коэффициент замещения дизельного топлива газовым, так и общую топливную экономичность газодизельного двигателя. Так же низкая скорость сгорания метана приводит к некоторому уменьшению момента на «низах».

Пропан, как газомоторное топливо, во многом по своим свойствам противоположен метану: загорается буквально от «чиха», горит быстрее и момент на «низах» очень хороший.

Но:

  • Октановое число меньше, детанационное поведение двигателя существенно хуже

Цена на МДж первичной энергии у пропана не очень (17 руб за 1 литр это 0,6 руб за МДж ), для сравнения у дизельного топлива МДж первичной энергии стоит 0,95 рублей ( при стоимости 1 л. ДТ 33 рубля).

Вот если бы удалось совместить в рамках одного двигателя преимущества, каждого вида топлива: от небольшого количества ДТ зажигается пропан,от которого зажигается метан, причем количество газов по отношению друг к другу должно постоянно меняться в зависимости от режимов работы двигателя.

Сказано — сделано ! Итак машина мечты ( CUMMINS ISF 2.8 ):

IMG_20140723_191725.822
IMG_20140723_191725.822

На сегодняшний день полностью реализован метановый газодизельный цикл с коэффициентом замещения 75%, т.е. наша тестовая Газель Next без загрузки с водителем и пассажиром на скорости 80 км/час потребляет 11,6 литров дизельного топлива, в метановом газодизельном цикле она потребляет 2,8 литра дизельного топлива и примерно 9 нм3 метана.

Реализован пропановый газодизельный цикл с коэффициентом замещения 60%, т.е. дизельного топлива двигатель потребляет 4,8 литра, но сколько он потребляет пропана не понятно. В настоящий момент ожидаем прихода ультразвукового датчика, после установки которого будет ясность с потреблением пропана.

В ближайшее время состоится испытание ( первое в России, а может и в мире ) нашей Газели в реально трех топливном режиме. Результаты будут опубликованы.

 Планируемые технические характеристики 3-х топливного газодизельного АМ «Газель NEXT» 

Дальность пробега на одной заправке в газодизельном режиме свыше 1000 км
Из которых, дальность пробега на одной заправке в 3-х топливном режиме 400 км
А дальность пробега на одной заправке в 2-х топливном режиме СУГ 650 км
Коэффициент замещения дизельного топлива на скорости 80 км/час 80-85%
Потребление ДТ на 100 км на скорости 80 км/час менее 2-х литров
Потребление СУГ на 100 км на скорости 80 км/час 4 литра
Потребление метана на 100 км на скорости 80 км/час 5,5 нм3
Стоимость 100 км пробега ( ДТ=33 рубля, СУГ=17 рублей, Метан=13 рублей ) 205 рублей
Экономии денежных средств на 100 км пробега (382 рубля на ДТ) 177 рублей
% Экономии денежных средств на 100 км пробега 46%.
Стоимость установки 160 тыс. рублей.

Ссылка в тему:

Наш обзор фирменной газомоторной метановой Газель NEXT