В середине июля президентом страны были утверждены поправки в закон об энергосбережении. Принятые изменения должны стимулировать рост потребления газового топлива для автотранспорта. Наиболее выгодными эти поправки могут стать для муниципальных властей, которые при переводе общественного транспорта на газ смогут снизить на 30-40% затраты на топливо и сократить экологическую нагрузку. Но для того, чтобы изменения действительно заработали, необходимо решить еще целый ряд вопросов, считают в отрасли.
Речь идет о подписанном президентом федеральном законе «О внесении изменений в федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сам первичный закон предполагает, что местные органы власти должны разрабатывать программы энергоэффективности и энергосбережения, в том числе и для применения в транспортном комплексе. Изменения же позволят учитывать использование властями газомоторного топлива – природного газа и сжиженных углеводородных газов (СУГ) – для муниципального транспорта в качестве одной из мер, повышающих энергоэффективность.
Суть поправок
Работа над новым статусом метана и СУГ велась больше двух лет. До этого времени, фактически, вопрос регулировался постановлением правительства «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», принятым еще в 1993 году. Оно предполагало, что предельная отпускная цена компримированного природного газа (КПГ) должна составлять не более 50% от стоимости бензина АИ-76. Кроме этого ценового рычага других стимулов к развитию потребления газов в качестве автотоплива в постановлении не содержалось. Моральное устаревание этого документа очевидно хотя бы из того, что современный технический регламент по моторным топливам ограничивает выпуск бензина такой марки на российских НПЗ и его реализацию. «К изменениям в законодательстве отрасль фактически шла последние 15 лет. — говорит заместитель председателя правления СИБУРа Кирилл Шамалов. – Уже давно назрела необходимость стимулировать перевод транспорта на газомоторное топливо. Это новая история, естественно, к ней кто-то может относиться со скептицизмом, поэтому поддержка государства в этом вопросе необходима».
Непосредственно разработка изменений в законодательстве началась два года назад по инициативе дочерней структуры «Газпрома» — «Газпром Газэнергосеть», занимающейся реализацией СУГ и метана для транспорта на внутреннем рынке, — и холдинга СИБУР, крупнейшего в стране производителя сжиженных газов. Для «Газэнергосети» автогазы представляют профильный бизнес, для СИБУРа же, по словам генерального директора компании Дмитрия Конова, «рынок коммунально-бытового потребления, в том числе сегмент газомоторного топлива, является важным каналом сбыта для невостребованных объемов СУГ».
Практический толчок произошел в октябре 2010 году, когда Владимир Путин, бывший в то время главой правительства, на совещании по вопросам развития газовой отрасли поручил разработать комплексную программу стимулирования использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива.
В Госдуму федеральный закон, позволяющий региональным властям использовать газомоторное топливо для общественного транспорта для повышения энергоэффективности был внесен Правительством в ноябре 2011 года и рассмотрен в первом чтении в марте 2012 года. После первого чтения в него был внесен ряд поправок. При поддержке «Газпрома», «Газэнергосеть» и СИБУР предложили заложить в документ возможность применения так называемых энергосервисных контрактов (при которых заказчик – регион или муниципалитет – не несет первичных затрат, а инвестиции в энергоэффективные решения привлекаются энергосервисной компанией, которая окупает их за счет экономии энергоресурсов). К сожалению, необходимость принятия изменений к закону в рамках весенней сессии работы Государственной Думы РФ не позволила урегулировать сразу весь комплекс отношений, связанных с применением газового моторного топлива. На осеннюю сессию были перенесено введение обязательности разработки программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях транспортного комплекса, а также обеспечение стабильности тарифов на перевозки при инвестировании в переоборудование автотранспортных средств для работы на газе.
Кроме того, как указывают в «Газэнергосети» и СИБУРе, другой проблемой, ранее затрудняющей более широкое внедрение газомоторного топлива, было сокращение субсидий для соответствующих автопарков. «Раньше автотранспортные предприятия лишились средств, сэкономленных применением газомоторного топлива, которое на 30-40% дешевле. Теперь механизм изменился: применяется энергосервисный договор, при котором субсидии остаются у предприятий, и могут направляться на их развитие», — говорят в СИБУРе. Иными словами, раньше автотранспортные предприятия, применяющие автогаз, получали бюджетное финансирование сообразно количеству потребляемого топлива и не копейкой больше. Теперь же при переходе на автогаз финансирование может оставаться в том же размере, что и при использовании традиционного топлива, а разница в его цене и цене на газовое остается у предприятий.
Еще один крупный игрок рынка и, соответственно, интересант нового закона, – ЛУКОЙЛ – также заявляет о готовности развивать рынок розничных продаж СУГ. «Компания рассматривает разные возможности по развитию этого направления. У нас есть сеть из многотопливных АЗС, расположенная в разных регионах – Волгоград, Астрахань, там возможна заправка не только транспортных средств, но и бытовых баллонов», — говорит представитель ЛУКОЙЛа.
В сравнении отстаем
Выпуском СУГ сейчас в стране занимается почти полсотни заводов, общий объем производства в прошлом году составил примерно 10 млн тонн. Дальше эти цифры будут только увеличиваться, прогнозируют в СИБУРе, прежде всего за счет обязательств нефтекомпаний по увеличению уровня утилизации ПНГ: к 2015 году примерно до 15 млн тонн. «Это [СУГ в качестве автогаза – «Рупек»] может быть перспективным рынком сбыта. Часть отрасли только формируется, но перспективы у нее большие, развитие в этом направлении важно», — считает К. Шамалов. Как говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер, к 2015 году потребление автогаза может увеличиться еще примерно на 2 млн тонн.
По оценкам экспертов, на СУГ в России ездит около 1 млн 400 тыс. автомашин, что составляет примерно 2,7% автопарка страны. На данный момент в России насчитывается более 3 тыс. АГЗС. Ежегодно этот рынок потребляет около 2,5 — 3 млн тонн топлива. «Это в несколько раз больше чем в 90-е годы, но цифры в сравнительном выражении все равно скромные», — говорит Кирилл Шамалов. Скромные они в сравнении, например, с Польшей, где около 6 тыс. действующих АГЗС и на 1 тыс. жителей приходится 48 тонн СУГ, в то время как в России аналогичные показатели — 3 тыс. и 18 тонн. В Турции все такси работают на газе. «Это показывает, что на авторынке в России у СУГ внушительный потенциал для роста», считает топ-менеджер СИБУРа.
Региональные программы
Несмотря на то, что поправки в законодательство вступили в силу совсем недавно, «Газэнергосеть» и СИБУР в конце марта начали реализацию пилотного проекта по переводу общественного транспорта на газомоторное топливо в Нижнем Новгороде. «Мы предложили властям региона за свой счет переоборудовать часть автопарка – около 100 автобусов – для использования СУГ в качестве топлива , — говорит Кирилл Шамалов. – Это позволяет придерживаться высоких экологических стандартов, увеличивает срок службы двигателей и значительно снижает затраты на топливо». По оценкам СИБУРа, применение СУГ при заправке 100 автобусов позволяет сэкономить бюджету порядка 8 млн руб в год.
В других регионах местные власти также начали реализацию программ по переводу муниципального транспорта на газомоторное топливо. Например, в Ставропольском крае планируют к 2013 году перевести на газ 6 тыс. единиц техники. 10 новых автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 5 пунктов по переводу автотранспорта на КПГ построит «Газпром». Каковы успехи в реализации программы – В «Газпроме» и в Ставропольском крае не комментируют. 186 единиц подвижного состава, работающего на КПГ, сейчас эксплуатируется и в Москве 11 автобусным парком ГУП «Мосгортранс», говорят в департаменте транспорта столицы. До конца 2012 года планируется поставить еще 60 автобусов, работающих на КПГ. Столичные власти «положительно» оценивают эффективность применения газомоторного топлива муниципальным транспортом, так как это «более экологичное и экономичное топливо».
К увеличению потребления газомоторного топлива постепенно готовятся и автопроизводители. «Последние изменения в законодательстве – очень позитивное решение, соответствующее международной практике. Перевод транспорта на газ позволяет не только существенно снизить транспортные издержки, но и улучшить экологические характеристики автомобилей», — говорит представитель группы ГАЗ.
В 2012 году компания собирается произвести порядка 5 тыс. легких коммерческих автомобилей («ГАЗель бизнес), оборудованных битопливными газово-бензиновыми двигателями. С 2005 по 2011 группа ГАЗ реализовала порядка 400 газовых автобусов (ЛИАЗ), работающих на метане. «Производство этих моделей производится согласно сформированному портфелю заказов, — говорит представитель группы ГАЗ. Основные заказчики – компании нефтегазового сектора. Так же, по данным компании, автобусы поставляются в Тольятти, Волгоград, Москву, Рязань, Санкт-Петербург, Новгород, Якутск
В КАМАЗе в партнерстве с компанией «Раритек» также ежегодно производят несколько сот автомобилей, работающих на газе, говорит представитель компании. «Мы имеем возможности по увеличению выпуска таких моделей до нескольких тысяч в год, но все зависит от количества заказов», — отмечают в КАМАЗе. В компании также считают применение газового транспорта эффективным. По подсчетам КАМАЗа, эксплуатация автотранспорта на газомоторном топливе в Набережных Челнах позволяет экономить по 20-30 тыс. рублей в месяц.
Практические вопросы
Но для успешного развития рынка газомоторного топлива необходимо решить еще целый ряд вопросов. Источники в отрасли говорят, что часто сталкиваются с позицией местных властей, которые не поддерживают перевод транспорта на альтернативное топливо, особенно природный газ. «Прежде всего это связано с тем, что свободные объемы КПГ по технологическими причинам невозможно продать, а не секрет, что для многих сбывать оставшееся топливо – это бизнес», — говорят в одной из компаний. Другая серьезная проблема – это неразвитая инфраструктура. В ГАЗе отмечают, что на рынке «отсутствует равномерная сеть, покрывающая территорию страны, метановыми заправками». «Поэтому необходимо также создание заправок в самих автотранспортных парках, чтобы исключить холостые пробеги», — говорит представитель компании. Кроме того, по его мнению, автотранспортные предприятия должны провести переобучение своего персонала для работы с новым оборудованием.
Также в России плохо развит рынок газобаллонного оборудования для автотранспорта, компания столкнулась с проблемами с его поставками во время реализации своего проекта в Нижнем Новгороде. На рынке только появляется крупный игрок – «РУГАЗКО», но основные объемы закупаются за рубежом – у шведских компаний и итальянской компании OMVL. Сетуя на неразвитость этого рынка, сами производители газомоторного топлива признают с другой стороны, что фундаментальных предпосылок для его развития нет, ведь пока не до конца ясно, будет ли увеличиваться спрос на него. Например, в Москве, по подсчетам ЛУКОЙЛа, открытие АГЗС нерентабельно. «При этом нельзя сказать, что рядовые потребители горят желанием переоборудовать свои автомобили. На Украине, например, обратная тенденция – там на газ автотранспорт переводят гораздо активнее, — говорит представитель нефтекомпании. По его мнению, далеко не факт, что власти также будут увеличивать закупки транспорта, работающего на газомоторном топливе из-за пока не слишком развитой инфраструктуры. А потому безусловно полезный закон от 16 июля рискует завязнуть в неблагоприятных практических аспектах рынка автогаза. Чтобы этого не произошло, государство должно продолжить совершенствовать законодательную базу, создавать новые стимулы для развития автогазовой инфраструктуры, вводить более прозрачные процедуры по закупкам топлива и контроля за его расходованием, увеличения внимания к экологии