По словам вице-губернатора Александра Медведева, это вообще будет самый крупный завод в европейской части России, а сравнимое с ним по объемам производства предприятие есть только на Сахалине. Похожий комплекс практически построен в Калининграде, еще один месяц назад начали строить в Астраханской области, однако по своим производственным характеристикам смоленский завод станет для них старшим братом. Если те рассчитаны на производство трех тонн сжиженного газа в час, смоленский обещает выдавать 21 тонну. Одна из пяти веток газопровода Ямал-Европа, которые проходят по территории Смоленской области, фактически будет работать только на этот комплекс!
Реализация проекта, как ожидается, благотворно отразится на экономике Холм-Жирковского района и Смоленской области в целом: только в период строительства объем дополнительных налоговых поступлений в региональный консолидированный бюджет составит около миллиарда рублей. В ходе его реализации будет создано около 70 новых рабочих мест.
Все на экспорт
В период окупаемости предприятия весь произведенный сжиженный газ будет поставляться на экспорт. Поскольку проект только готовится, инвестор оперирует примерными показателями, и в какой срок окупится дорогостоящий комплекс, неясно. Но пока сжиженный газ будет отправляться на Запад, местные власти намерены заняться развитием инфраструктуры, позволяющей наладить внутреннее потребление перспективного нового продукта. Участники проекта утверждают, что производство сжиженного газа даст возможность развернуть в Смоленской области и ЦФО программу по переводу транспорта, в том числе специализированной автомобильной и сельскохозяйственной техники, на экологически чистое моторное топливо, обладающее несомненными преимуществами перед традиционными видами.
То, что на словах уложилось в два предложения, на деле означает невероятный объем работы. Как говорят специалисты, ни одна существующая в Смоленской области и в большинстве других регионов ЦФО автозаправочная станция, включая те, где автомобили заправляют газомоторным топливом, не способна работать с сжиженным газом. Для внедрения этого топлива в обиход нужно будет заниматься не только переоборудованием самих машин, но и создавать с нуля сеть заправок совершенно нового поколения.
— У «Газпрома» есть программа замещения газомоторного топлива сжиженным природным газом, и мы обязательно будет в ней участвовать, — заявил вице-губернатор Александр Медведев. — Мы рекомендуем органам местного самоуправления с 2014 года приобретать для местных нужд только технику, способную работать на сжиженном газе. Все вопросы, связанные с инфраструктурой заправочных станций, берет на себя «Газпром». Реальное сокращение затрат на топливо при переходе на газ — в 2,5 раза, и это — лучший стимул для субъектов экономической деятельности.
А у нас в машине газ
О необходимости улучшать экологическую обстановку и сокращать бюджетные расходы на ГСМ смоленские чиновники говорят с конца 90-х годов прошлого века, когда появилось газомоторное топливо, но если какой-то реальный сдвиг в этом направлении и произошел, то несущественный. Так, например, мэр областного центра однажды распорядился перевести автопарк горадминистрации на газ, выделив необходимые средства из муниципального бюджета. Машины-то переоборудовали, только на газозаправочной станции они так и не появились. Не решился мэр отобрать у водителей мэрии, получающих невысокую зарплату, надежного источника дохода… Бензин из служебной машины можно слить — например, в собственное авто, а как заработать на пропане-бутане?
Еще интереснее получилось в другом муниципалитете Смоленщины. Там твердо решили сэкономить бюджетные средства и перевели на газовое топливо все машины районных лечебных учреждений. При этом, предчувствуя негативную реакцию водителей, местные власти направили сэкономленные средства на повышение их зарплаты. Поначалу все было хорошо, но через год усовершенствованный автотранспорт как-то незаметно снова начали заправлять бензином, при этом доплата у водителей сохранилась. В-общем, любые попытки смоленских чиновников сэкономить до сих пор приводили только к дополнительным бюджетным расходам.
Модернизация хозяйства
Если кого-то новые перспективы и заинтересуют, то, скорее, предпринимателей, вопрос только в том, сколько будет стоить переоборудование автомашины под сжиженный газ. На пресс-конференции в Смоленске специалисты, отвечая на этот вопрос, оперировали примерными показателями: вложения, мол, обязательно окупятся, но сколько времени для этого понадобится, так и осталось неясным.
— Все будет зависеть от марки техники, — сообщил на пресс-конференции начальник управления стратегического развития ООО «Газ-Ойл» Эдуард Марченков. — Если вести речь о коммунальной технике, то стоимость ее переоборудования сравнима со стоимостью перевода ее на пропан-бутан. Если говорить о личных машинах, то цена будет несколько выше — в зависимости от качества и надежности емкостей хранения. В сфере междугородних перевозок пассажиров и грузов газомоторное топливо вообще не используется, зато сжиженный природный газ будет очень эффективен. Стоимость переоборудования таких транспортных средств будет примерно в два раза больше, чем машин другого класса, из-за применения криогенных топливных баков.
Куда более перспективным выглядит другое направление работы. Появление в Смоленской области производства сжиженного газа может существенно повысить темпы газификации региона и изменить саму концепцию этой работы. В настоящее время Смоленская область газифицирована примерно на 65 процентов, при этом сельская местность — только на треть. Ситуация в этой сфере меняется медленно и трудно, есть целые поселки, для отопления которых до сих пор используется мазут, но появление комплекса в Холм-Жирковском районе дает возможность отказаться от прокладки газопроводов к деревням и подойти к делу совершенно иначе. Теперь будет достаточно установить в населенном пункте контейнер, оснастить его оборудованием, понижающим давление, протянуть газопроводы к потребителям и раз в несколько месяцев заправлять его сжиженным природным газом. Это также непростая задача, но сделать природный газ доступным для сельского населения так наверняка получится быстрее. Впрочем, сначала нужно дождаться, когда комплекс будет построен, а потом — когда он окупится. Как выяснилось на церемонии открытия, проект еще не прошел стадию согласования с со всеми заинтересованными сторонами.
Прямая речь
Алексей Островский, губернатор Смоленской области:
— Мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы инвестор, если он действительно вложит средства в экономику региона и построит здесь тот завод, по поводу которого сегодня подписываются первые документы, — реализовал этот проект. При этом мы понимаем, что строительство завода по выработке сжиженного газа, те денежные средства, которые планируется сюда вложить, потребуют еще огромного количества согласований и достижения договоренностей на разных уровнях: и в Смоленской области, и в Москве. Мы очень надеемся, что инвестор достигнет необходимых договоренностей с той ключевой организацией, которая даст необходимые объемы газа, без которых строительство