Американские компании, осуществляющие доставку товаров автотранспортом (включая Lowe’s, Procter & Gamble, UPS, которые располагают одними из крупнейших грузовых автопарков в стране), переходят на использование большегрузных автомобилей, работающих на природном газе. Они считают, что отказ от дизельного топлива позволит им сократить издержки.
Продавец товаров для дома Lowe’s намерен перевести на газ свою службу доставки, состоящую из нескольких сотен грузовиков, к 2017 г. У Procter & Gamble уже 7% грузовиков работают на газе, и за два года их доля может увеличиться на 20%. UPS планирует приобрести 1000 грузовых автомобилей с газовым двигателем к концу 2014 г., а FedEx — перевести на газ 30% дальнемагистральных грузовиков в течение ближайшего десятилетии.
И это только начало: по отраслевым прогнозам, около 5% всех большегрузных автомобилей, проданных в 2014 г., будут работать на газе. В 2013 г. этот показатель составит всего 1%. «В течение пяти лет 30% наших грузовиков могут перейти на газ», — заявляет Айк Браун, руководитель логистической и транспортной компании NFI Intermodal, осуществляющей поставки для Lowe’s в Техасе и владеющей около 2200 трейлеров.
Новая тенденция возникла в связи с радикальным снижением цен на газ на внутреннем рынке. Стоимость 1 л сжатого природного газа составляет примерно $0,63, тогда как 1 л дизельного топлива стоит $1,02.
Нью-Йорк переходит с мазута на сланцевый газ →
Кроме того, уже существуют газовые двигатели, способные обслуживать большегрузные автомобили весом до 36 т. Первый 12-литровый газовый двигатель компании Cummis Westport поступил в продажу в июле. В следующем году производитель грузовиков Volvo представит газовый двигатель для своих автомобилей.
Коммерческие компании, использующие другие типы грузовиков, также стремительно переходят на газ. Около 60% всех новых приобретенных в этом году мусоровозов работают на природном газе. В этих машинах в основном используется 8,9-литровый двигатель, представленный на рынке уже несколько лет.
Крупнейшая американская мусороуборочная компания Waste Management перевела на газ примерно 15% из 22 000 машин. Около 90% автомобилей, которые она приобретет в будущем, также будут работать на газе, что поможет ей сэкономить от $15 000 до $20 000 в год в расчете на один автомобиль. «Было бы слишком рискованно переходить на природный газ, если бы мы думали, что дизель будет стоить дешевле, — говорит генеральный директор Waste Management Дэвид Стайнер. — Но, насколько мы видим, цены на газ останутся более низкими по сравнению с ценами на дизель».
Экспансия природного газа в качестве топлива для грузовиков ограничена сейчас дефицитом заправочных станций и временем, затрачиваемым на наполнение бака. К примеру, Lowe’s обратилась к NFI Intermodal с просьбой начать использовать работающие на газе машины для обслуживания магазинов в Пенсильвании, однако ей еще придется подождать, пока будет создана необходимая инфраструктура.
Кроме того, работающие на газе грузовики стоят на $40 000-50 000 выше, чем обычные дизельные, цена которых составляет около $120 000. В основном это объясняется наличием у них большого топливного бака из углеродного волокна, необходимого для хранения сжатого или сжиженного газа. Для компаний, обладающих большим парком грузовиков, это может вылиться в многомиллионные расходы.
Крупнейшая газозаправочная компания в стране Clean Energy Fuels пытается решить проблемы как с инфраструктурой, так и с ценами на автомобили. Техасская компания The Irving, основанная нефтяником Томасом Буном Пикенсом, уже имеет более 400 заправочных станций и строит сеть заправок по всей стране. Недавно она предложила компаниям-перевозчикам выгодные условия аренды новых грузовиков — за ту же цену, что и дизельные модели. «Теперь компании могут начать экономить деньги», — заявляет ее президент Эндрю Литтлфэйр.
Двигатели внутреннего сгорания и дизели относительно легко могут быть переведены на газ. Принцип работы тот же самый, однако требует некоторых модификаций из-за отсутствия выделения смазки самим топливом.
«У газового двигателя очень хорошее ценовое предложение, — говорит представитель компании Ryder Systems, одного из крупнейших покупателей грузовиков в США. — Да, неизвестных много. Пока не очень понятно, какие технологические платформы получат развитие, как будет складываться инфраструктура заправок. Есть и другие вопросы. Но все решаемо».