Либерецкий автомобильный завод (Liaz) основан в 1953 и еще в конце 80-х годов был вторым после «Avia» в грузовом секторе Чехословакии. Его пик был 18 тыс. машин в год.. Первые грузовики под его маркой появились в 1973. Это был легендарный модельный ряд RT с кузовами вагонного типа, с которых началась экспансия «Liaz». К трем изначальным заводам со временем присоединились заводы в Мельнике, Зволене, Велке-Кртише, Пршерове и Голишове. «Лиазки» не имели конкурентов в Чехословакии, они также экспортировались к «друзьям» на Кубу, в Эфиопию и Северную Корею. В середине 80-х это был гигант с 18 тыс. работников и таким же годовым выпуском.
Однако, крах коммунистического режима в Европе принес спад спроса на традиционных рынках. Не имея даже специфической ниши, как «Tatra», лиазовцы имели очень слабые шансы обеспечить уровень европейского качества. В 1991 году «Liaz» выпустил всего 4200 машин. Идея создать акционерное общество с «Mercedes» провалилась, и с июля 1995 г. главным акционером «Liaz» стала компания «S(koda Plzen(» Любомира Соудека. И не помог даже ультрасовременный тягач «Skoda Xena», представленный в 1996 году на выставке в Ганновере. За последующие годы было построено лишь 40 таких машин с двигателями «Detroit Diesel» и совковой кабиной, подчеркивавшей контраст эффектной внешностью. Не стал популярным и компактный самосвал «Fox» с «родным» двигателем и кабиной без «спальника». Производство стремительно падало – с 500 машин в 1997 до полутора сотни в 2000 г. В декабре 2000 компания перешла в руки словацкого холдинга Sipox, а в сентябре 2003 производство на единственном оставшемся автозаводе в Мнихове остановилось полностью. Цехи закрыли, рабочих уволили.
Покупатель сыскался в лице молодой фирмы «Tedom» из Требице (возникла в 1990), занимающейся производством и эксплуатацией газовых станций, часть которых укомплектована лиазовскими дизелями, переделанными на газ. Это то и послужило основным мотивом покупки: нового хозяина интересовал в первую очередь завод по производству моторов в Яблонцах. А автомобили (Мнихово) – лишь как придаток, который оформили в подразделение «Tedom Truck». Не пропадать же добру!
Его руководитель – автогонщик Мартин Мачик ставку сделал на возрождение грузовиков «Tedom Fox». Говорилось о том, что флагманом станет 21 тонный самосвал с двигателем «Renault Dxi11» (Euro 4), 16-ступенчатой коробкой ZF и мостами «Raba». Параллельно пришла идея наладить производство автобусов, оснащенных газовыми двигателями, приобретя в 2004 для этого лицензию у итальянской компании «Mauri». Однако из обеих затей ничего не вышло: в 2010 компания сообщила о прекращении производства грузовиков, а в январе прошлого года – и автобусов.
При этом ее руководство честно призналось, что автотранспорт – не ее профиль. «Мы не станем объяснять причины наших неудач. Просто растет спрос на наши когенерационные установки, и мы фокусируем внимание, прежде всего, на этот сегмент бизнеса», – говорилось в ее пресс-релизе. «Tedom» также пообещал в течение 10 лет оказывать сервисную поддержку проданным машинам – нескольким десяткам грузовиков и около двух сотен автобусов.