Алматы будет чистым городом использующим КПГ

Всякий раз поднимаясь в горы, искренне радуешься, когда красавец Алматы сияет внизу чистыми яркими огнями. За такой картинкой охотятся все фотографы – и профессионалы, и любители. Увы, чаще им выпадает худшая «достопримечательность» города: нависший смог, скрывающий и резную корону высотной гостиницы, и шатер Дворца республики. Городские власти, экологи, алматинцы давно озабочены этой проблемой и единодушны в стремлении очистить город от смога, вернуть ему былую чистоту.

У каждого в этой борьбе – своя роль и свои возможности. Но объединяющим усилия всех можно считать План действий акимата Алматы на 2011–2015 годы по улучшению экологической ситуации. В этом документе акимат признает, что Алматы относится к городам «с систематически многолетним высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, обусловленным как природными и климатическими особенностями местности, так и антропогенным воздействием на окружающую среду». Принимавшиеся до сих пор меры в рамках Комплексной программы по снижению загрязнения окружающей среды города уже принесли результаты. Так, по данным РГП «Казгидромет», наибольший уровень загрязнения атмосферы города наблюдался в 1994–1995 годах, тогда величина индекса загрязнения атмосферы составляла 16,8 единицы. В 2009 году этот уровень составил 12,9, а в 2010 году – снизился до 11,7. И понятно, что это не предел мечтаний алматинцев.

Новый план действий акимата обращает внимание четко определенными целями и системным подходом: он опирается на анализ экспертов, которые «разложили» смог на составляющие, определили степень влияния на экологию различных факторов, а также возможности их минимизации. Согласно подсчетам, суммарный годовой объем эмиссий загрязняющих веществ в атмосферу за 2010 год, с учетом влияния ТЭЦ-2, а также транзитного и иногороднего транспорта, составил 232 тыс. тонн. Основным загрязнителем воздуха остается автотранспорт, выбросы вредных веществ в атмосферу от которого составляют около 190 тыс. тонн в год, от стационарных источников и частного сектора выделяется 42 тыс. тонн.

Документ содержит детально расписанные меры, которые планирует принимать акимат. И поскольку «пальма первенства» принадлежит транспорту, то большая часть мер касается именно его. О них и поговорим с экспертами.

– Львиную долю валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу – до 85% – составляют транспортные средства, – подтверждает Ахан Омирбек, кандидат технических наук, директор ТОО «Ecology Engineering». – Акимат, понимая эту проблему, движется к снижению выбросов от транспорта. Это правильный шаг. Он позволит решить задачу уменьшения выбросов от основного источника загрязнения атмосферы. Отчасти эта проблема обусловлена сложившейся структурой городского строительства. Наличие узких улочек и отсутствие мест для парковки способствуют возникновению пробок. А стоящие в них автомобили с работающими вхолостую двигателями, выбрасывают огромное количество выхлопных газов. Пробивка улиц, строительство развязок, метро, наращивание электротранспорта, завершение строительства Восточной объездной дороги – это достаточно эффективные меры.

Акимат в своем плане также заложил много позиций по переводу автотранспорта на газ. Думаю, этот шаг также даст хороший эффект. Но решить эту задачу непросто. Она требует комплексных мероприятий. Акимат, понимая всю ее сложность, детально расписывает основные этапы частичного перевода транспортных средств с дизтоплива и бензина на газ, расширения функций существующих АЗС, создания специализированного центра по переводу транспорта на газ, строительства 5 станций для заправки автомобилей компримированным природным газом. При переводе автотранспорта на газ снизится потребление бензина в целом. А это значит, что уменьшится количество выбросов не только таких вредных веществ, как окись углерода, оксиды азота. Не упущены акиматом и такие вопросы, как определение источников финансирования, выпуск методической литературы и программ обучению преподавателей для последующей подготовки специалистов АЗС и водителей. Все это говорит о том, что сама программа носит направленный обдуманный характер.

Эксперт также позитивно оценил меры по снижению вредного воздействия на окружающую среду таких источников, как ТЭЦ и частного сектора, сжигающих дизель и уголь, за счет перевода их на газ. В частности, отметил Ахан Омирбек, при сжигании угля и дизеля выбрасывается в атмосферу 6 вредных ингредиентов, при сжигании газа – только 4.

– То есть два таких ингредиента, как сажа и сернистый ангидрит, образуемые при сжигании дизтоплива, при работе на газе не будут образовываться, – уточняет эксперт. – А с прекращением сжигания угля прекращаются и выбросы в атмосферу взвешенных веществ и сернистого ангидрида. Остальные вещества при сжигании газа образуются, но в значительно меньших концентрациях, поскольку газ является экологически более чистым топливом. Три генеральных направления плана – минимизация выбросов от автомобильного транспорта, энергетики и частного сектора – выбраны точно. Это не «пионерские» шаги акимата – они традиционны для тех стран мира, которые озабочены такими же проблемами, но они приведут к ожидаемому эффекту: снижению валовых объемов, уменьшению концентрации и состава выбросов. И поскольку план уже реализуется, то это постепенно способствует существенному улучшению качества атмосферы Алматы.

В план акимата заложены конкретные параметры. В частности, ставится задача снизить комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА5) до 11 единиц за счет уменьшения уровня валовых выбросов вредных веществ в атмосферу ориентировочно на 15,5 тыс. тонн. В том числе за счет снижения валовых выбросов от автотранспорта благодаря переводу его на природный газ. Подсчитано, что переоборудование 1 000 автомобилей позволит снизить выбросы на 170 тонн в год. А строительство Восточной объездной дороги, 25,7 км новых и капитального ремонта 6 км городских дорог, пяти разворотных площадок для маршрутных автобусов обеспечат снижение на 7–11% наблюдаемых концентраций вредных веществ.

– Это серьезный, реалистичный документ, – оценивает план действий акимата Мурат Бекмагамбетов, президент ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций», академик Российской академии транспорта, действительный член Международной академии транспорта. – В частности, завершение строительства Восточной объездной дороги позволит снизить загрузку улично-дорожной сети. Это приведет к увеличению средних скоростей передвижения по городу почти на 2%, а в его центральной части – на 6%. Цифры кажутся не очень внушительными, тем не менее это позволит алматинцам сократить ежедневное время пребывания в пути примерно на 32 тысячи часов. Ориентировочно на 5–10% будет снижен и объем вредных выбросов после завершения строительства метро от железнодорожной станции Алматы 1 до западных окраин города. Таким образом, реализация двух крупных инвестиционных проектов, нацеленных на снижение транспортной нагрузки, дает заметный экологический эффект. Конечно, он не кажется радикальным, поскольку количество транспорта будет расти. Но мы надеемся, что параметры этого парка будут улучшаться в силу тех мер, которые принимаются не только на городском, но и республиканском уровне. Прежде всего это переход на более прогрессивные стандарты Евро-4 и выше. Мы также связываем улучшение среды с планами акимата по ужесточению контроля норм токсичности выхлопных газов. Если городским властям удастся решить проблему технической эксплуатации автомобилей в части технического обслуживания и техосмотра, если это будет происходить по правилам, то, по самым скромным оценкам, уровень выбросов от автомобильного парка может быть снижен на треть.

В целом мероприятия, заложенные в плане, в том числе улучшение инфраструктуры, снижение выбросов, развитие общественного транспорта и замещение им индивидуальных автомобилей – благоприятны для города, считает эксперт.

– Говоря о развитии общественного транспорта, мы акцентируем внимание на двух принципиальных задачах, – продолжает Мурат Бекмагамбетов. – Во-первых, на создании таких условий и такого уровня услуг общественного транспорта, которые значительно повысили бы его конкурентоспособность по отношению к индивидуальным автомобилям. Такой пример мы наблюдаем на Западе. При этом надо понимать, что удельные выбросы на одного перевезенного пассажира у общественного автотранспорта на пару порядков ниже, чем у легковых авто. И вторая принципиальная задача при развитии системы общественного транспорта – приоритетность электротранспорта. Это позволит свести выбросы к минимуму. Также важна и работа по оптимизации маршрутной сети и в целом – контроль деятельности перевозчиков. Сегодня акимат понимает, что нельзя полностью полагаться только на рынок, необходимы стандартизированные требования не только к подвижному составу, но и к перевозочному процессу, логистике, персоналу.

В целом, отмечают специалисты, план акимата охватывает широкий спектр мер, позволяющих достичь поставленные цели. И движение Алматы в сторону «чистых городов» очевидно. Об этом говорилось и на прошедшем весной международном семинаре «Транспортная система экологически чистых городов». Позитивно оценивая шаги города, специалисты обращают внимание и на ряд таких аспектов, которые вне компетенции акимата. В частности, на необходимость совершенствования природоохранного законодательства, улучшения технической эксплуатации автотранспортных средств, ужесточение контроля за исполнением нормативов и экологических требований.

Экологи считают, что сами законы недостаточно эффективны, а их исполнение зачастую формально. Например, прохождение техосмотра. Многие стараются купить бумажку о техническом осмотре, не считая это чем-то предосудительным. Воздух – такая субстанция, которым дышат все, а о том, чем «обогащают» его собственные автомобили, их владельцы не задумываются, сетуют экологи. Специалисты добавляют: и техобслуживание, и техосмотр не лицензируются, не сертифицируются, поэтому там что хотят, то и делают. И чтобы программа улучшения экологической ситуации не только в Алматы, но и повсеместно в стране реализовывалась неформально, эффективно, нужно приводить в соответствие с поставленными задачами и эту сферу. И здесь нужна жесткая система государственного контроля. Нужно смотреть лучший мировой опыт, лучшие подходы и стандарты и применять их у себя.

Добавить комментарий