В 2014 г. цены на бензин в России вырастут на 6-10%, заявил Дворкович. Он подчеркнул, что конкретный коридор по росту цен пока предсказать сложно, но скорее всего он будет на уровне текущего года (см. врез). «В этом году рост около 6%. В следующем году будет примерно так же. Точнее сказать нельзя», — отметил он (цитата по «Интерфаксу»). Представитель Дворковича Алия Самигуллина отказалась от дополнительных комментариев.
Обычно после прогнозов по ценам на бензин со стороны нефтяных компаний или других участников рынка ФАС предписывает им воздерживаться от таких заявлений, чтобы это «не раскачивало рынок». Но, объяснил источник, близкий к ФАС, Дворкович — курирующий вице-премьер, он «не заинтересованная сторона».
Власти хотели бы сдержать розничные цены на топливо на уровне инфляции, чтобы поддержать экономику и спрос, но нефтяным компаниям этого недостаточно: чтобы покрыть издержки от налогового маневра, нефтяникам нужно минимум 10% роста цен, считает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.
Налоговый маневр предполагает повышение нефтяного НДПИ при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты. Это увеличит доходы бюджета. Но снижение экспортных пошлин не покроет целиком издержки нефтяных компаний от роста НДПИ, отмечает Сергей Вахрамеев из ИК «Акронинвест». По его оценке, в 2014-2016 гг. от снижения экспортных пошлин бюджет недополучит почти 558 млрд руб. Но рост НДПИ принесет около 780 млрд руб., а чистый доход бюджета в 222 млрд руб. (по оценке Минфина — 175 млрд руб.) ляжет на нефтяников, и именно эту разницу, вероятно, придется возместить потребителям. Но если цены будут расти на 8-10% в год, это позволит избежать потерь, считает Вахрамеев.
В то же время ФАС настаивает, что «есть предпосылки для сдерживания роста цен на бензин в 2014 г. в пределах инфляции» (прогноз на 2014 г. — 4,8-5%). «Если нам удастся сформировать прозрачные механизмы ценообразования на топливо, то цены, несмотря на рост акцизов и НДПИ, могут в 2014 г. вырасти и ниже инфляции», — заявил вчера «Ведомостям» начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Для повышения прозрачности ценообразования Минэнерго и ФАС предлагают увеличить рекомендуемый к продаже на бирже объем бензина с 10 до 15-20%.
Меньше месяца назад президент «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что для сохранения инвестиционной привлекательности бензин должен дорожать в 2014 г. на 10-15%. Источник «Ведомостей» в «Роснефти» уверяет, что бюджетный маневр Минфина приведет к росту цен на нефтепродукты в России на инфляцию плюс 3%, увеличению экспорта и снижению инвестиций в модернизацию НПЗ, что в отдельных регионах, например на Дальнем Востоке, грозит дефицитом топлива. Это может привести к росту цен даже более чем на 10%, согласен Крюков. Чтобы этого избежать, скорее всего будет найден усредненный вариант индексации, как раз близкий к 10%, считает эксперт. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» отказались от комментариев. Получить комментарии их коллег из «Башнефти» и «Татнефти» не удалось.