Как три федеральных министра искали КАМАЗу рынок сбыта

В автограде накануне работала целая артель глав регионов и министерств РФ на совещании по развитию рынка газомоторного топлива в ПФО. Субсидирование отрасли в будущем может перейти с муниципалитетов на автопроизводителей, а вместе с ними правительство намерено стимулировать применение такого топлива в судостроении, сельском хозяйстве и на железной дороге. КАМАЗ же, собравший гостей на своей территории, продал 700 грузовиков «Евроцемент груп», а АвтоВАЗ готов поставить на газ новую модель LADA Granta CNG.

В Набережные Челны приехали полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, министр энергетики РФ Александр Новак и министр транспорта РФ Максим Соколов. Встречал гостей Рустам Минниханов
110 МЛРД. НЕ ВСЕРЬЕЗ

Представительный президиум собрало совещание на КАМАЗе, посвященное развитию рынка газомоторного топлива в Приволжском федеральном округе. В Ураза-байрам в Набережные Челны приехали полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак и министр транспорта Максим Соколов. Встречал гостей врио президента Татарстана Рустам Минниханов. Также в совещании участвовали главы российских регионов.

На сегодняшний день общий объем вложений в комплексную программу субсидирования госзакупок газомоторной техники, принятую в 2012 году, составил 23 млрд. рублей, по оценке минтранса. Сейчас ведомство подготовило новую программу, нацеленную на внедрение газомоторной техники уже во всех видах транспорта. Общий и «оптимистичный», по выражению Соколова, объем этой программы, рассчитанной до 2020 года, составляет 110 млрд. рублей.

Насколько эта сумма далека от реальности, можно было судить по докладу Мантурова. Министр торговли со своей стороны сообщил, что в этом году субъекты Федерации получили 3 млрд. рублей (это, впрочем, на 94% покрывает заявки регионов) и что эти деньги будут распределены со дня на день — дабы муниципалитеты активно завершили конкурсы и закупились техникой. Интересно, что в следующем году финансирование, по словам Мантурова, ожидается «не меньше», на 2017 — 2018 годы пока видится примерно в тех же объемах. «Вопрос в том, как мы будем эти деньги предоставлять — так же как сейчас, муниципалитетам, или уже автопроизводителям, чтобы включить в клиентскую аудиторию и коммерческие компании. Мы исходим из того, что нужно заинтересовывать всех», — заявил Мантуров.

Очевидно, что записанные на бумаге 110 млрд. никак не соответствуют бюджетным возможностям. Соколов и сам, заявив их, тут же предложил не воспринимать озвученный план всерьез. «Понятно, что мы попали в период бюджетных ограничений и даже секвестров, надо трезво оценить свои возможности, — оговорился министр транспорта. — Конечно, в таких объемах мы направить бюджетные средства на программу не можем, что было подтверждено министерством финансов. В связи с этим мы разработали подпрограммы, и среди основных направлений определили НИОКР, техническое обеспечение перевода всех видов транспорта на газомоторное топливо, разработку проектов морских и речных судов…»

Между тем развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), отсутствие которых министры называют основным сдерживающим программу фактором, само по себе проблематично, ведь при всех субсидиях заправки надо окупать. В ПФО на сегодня действуют 64 АГНКС — это четверть от всех станций такого типа в России, всего их 252. Округ показывает рекорды и по темпу их загрузки, за год востребованность станций выросла на 27%. Однако министр энергетики подчеркнул, что этого однозначно мало.

«Несмотря на рост, общий уровень загрузки АГНКС составляет сегодня всего 14 процентов, — сообщил Новак. — Поэтому, максимально быстро строя новые станции, нам все-таки нужно помнить, что они должны быть инвестиционно привлекательными, окупаемыми. Нужна синхронизация по загрузке действующих и строительству новых станций. Это сложнейший вопрос в условиях рыночной экономики».

Сложность синхронизации в динамике предложения и спроса Новак пояснил тем, что, с одной стороны, здесь стоят интересы автопроизводителей, с другой — расторопность муниципалитетов в вопросах выделения земельных участков, с третьей — расчеты самих инвесторов заправок, а это не только «Газпром», но и компании поменьше.

На этой же проблеме акцентировал свой доклад и Минниханов. Сперва он напомнил, что в 2013 году республика заключила собственное соглашение с «Газпромом» на 10 лет. По нему сейчас строятся АГНКС и реконструируются обычные заправки, а на федеральные и республиканские субсидии 2013 — 2014 годов предприятия ЖКХ, сельского хозяйства и пассажирских перевозок закупили 642 единицы техники, общая сумма субсидий превысила 1,8 млрд. рублей. В этом году Татарстан заявился на субсидирование покупок еще 338 единиц, и эта заявка, как подтвердил Мантуров, уже рассмотрена положительно.

«Сейчас в Татарстане используется уже 2,9 тысячи единиц транспорта на компримированном природном газе, — доложил Минниханов. — Реализация сжатого газа по итогам прошлого года выросла на 48 процентов и достигла 10,6 миллиона кубометров. В первом полугодии текущего года объем реализации вырос еще на 14,6 процента и составил 5,7 миллиона кубометров. Мы планируем ввести в эксплуатацию три новые АГНКС — в Нижнекамске, Зеленодольске и Бугульме, в Челнах станцию реконструируем. 10 АГНКС в республике уже действуют. В 2016 — 2017 годах планируем построить еще 12 АГНКС». К перечисленному врио президента РТ добавил 12 блоков компримированного природного газа, которые поставит на своих АЗС «Татнефть», и отметил, что подобных соглашений куратор программы — компания «Газпром газомоторное топливо» — подписал 6. К 2018 году в общей сложности Татарстан рассчитывает на сеть из 25 АГНКС, блоков сжатого природного газа и передвижного автогазозаправщика.

«Тем не менее, несмотря на положительную динамику потребления, АГНКС пока не загружены, — перешел к сути Минниханов. — Мы ставим перед собой задачу к 2023 году перевести на газ 50 процентов парка общественного транспорта, по 30 процентов коммунальной и строительной техники. Это минимум 15 тысяч машин, причем я думаю, поскольку мы собираемся строить завод СПГ (сжижение природного газа — прим. ред.), реально мы сможем эти цифры увеличить за счет и сельского хозяйства, и строительной техники, и ЖКХ. Но нам нужна отдельная программа для сельхозпроизводителей. Они крупный потребитель энергоресурсов, каждый перед посевной и перед уборкой нуждается в огромном количестве топлива. Использование газа было бы серьезной поддержкой для сельхозпроизводителя».

«ЕСЛИ БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА ПОКУПКУ НОВОЙ ТЕХНИКИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕ ДОБЬЕМСЯ…»

Кроме фермеров Минниханов настоятельно рекомендовал включить в программу субсидирования и проекты по переоборудованию существующей автомобильной техники на газ. «Если мы будем надеяться только на покупку новой техники, динамика будет слабой, так мы эффективности не добьемся. Заправки загружаться не будут», — заявил врио президента. Конкретизируя, он пояснил, что в республике есть накопленный научный и производственный потенциал под эти задачи. А конкретно компания «РариТЭК» реализует проекты НИОКР по применению сжиженного газа на тракторах, карьерной технике, речных судах и железнодорожном транспорте. Стекловолокно же для изготовления топливных баков выпускается в «Алабуге» «Татнефтью». Именно такие проекты наряду с разработкой газового двигателя, которой, напомним, занимается КАМАЗ, и следует, по мнению Минниханова, поддерживать финансово. Касательно КАМАЗа глава республики напомнил, что в апреле здесь открылось производство грузовиков на газу мощностью до 8 тыс. штук в год, а 19 июня автогигант и «Газпром ГТМ» утвердили «дорожную карту» создания сети криоАЗС на пилотном маршруте Набережные Челны — Магнитогорск. Такие коридоры планируются на двух трассах — М7 и М5.

Подобные совместные проекты федеральный министр Мантуров живо приветствовал и подчеркивал необходимость консорциумов — «не корпоративных, но экономических». Консорциум КАМАЗа и «Газпрома», по его словам, будет развиваться в двух направлениях — это инфраструктура и оборудование для перехода на газ. «Емкость строительного рынка здесь на ближайшие пять лет составляет 60 — 90 миллиардов рублей, — заявил Мантуров. — Газовое оборудование — это еще около 15 — 20 миллиардов. Российские предприятия готовы побороться на этом рынке, а мы готовы поддержать их регуляторными и финансовыми инструментами и снизить зависимость нашего топливно-энергического комплекса от импортного оборудования. Такие проекты могут получить налоговые преференции, например, через механизм специальных инвестиционных контрактов. Вчера председатель правительства подписал постановление о данном инструменте. Это налоговые льготы при закупках со стороны государства и компаний с госучастием. Коммерческие компании со своей стороны должны брать на себя определенные обязательства по объему производства».

Наконец, еще одна проблема спроса, которую обозначили участники совещания, — это дороговизна газомоторной техники. По словам Минниханова, она дороже традиционной нефтяной на 20%, хотя разница с лихвой покрывается в эксплуатации. По данным Новака, в ПФО цена 1 куб. м газомоторного топлива в среднем составляет 11,3 рубля, это, кстати, на 10% дешевле среднероссийского показателя. Как заявил министр энергетики, по оценкам реализующих газ компаний, цена в ближайшей перспективе будет расти вместе с инфляцией, то есть не выше чем на 10% в год. Напомним, что правительством в апреле было принято постановление об отмене госрегулирования розничных цен на компримированный природный газ.

ПОЕЗДА, КОРАБЛИ И КОМБАЙНЫ

Перспективы, которые сулит новая госпрограмма с ее охватом всего без исключения транспорта, обсуждались так же серьезно, как и связанные только с автомобилями реалии. Так, к переводу на газ судов должно привести ужесточение экологических требований в акваториях Балтийского и Северного морей, где теперь запрещено использовать топливо с содержанием серы более 1,5%. Мантуров отметил, что, по экспертным оценкам, к 2020 году СПГ будет составлять 20% используемого топлива. Минниханов добавил, что судостроительный Зеленодольский завод им. Горького готов совместно с компанией «Газпром ГМТ» организовать пилотный проект на своей территории. По словам Соколова, если не в следующем, то в 2017 году бункерная заправка будет функционировать в регионе Балтийского моря.

По железной дороге два образца уже катаются, третий проходит испытания. Газотурбовозы сегодня можно увидеть на Сергиевской железной дороге. А вот тракторы на сжатом газе, пропагандируемые Миннихановым, в России покупаются пока очень вяло, хотя их произведено уже порядка 80 тыс. штук. Планируется разработка тракторов следующего класса.

Денис Мантуров и Рустэм Хамитов подписали документы весьма общего содержания о промышленной и торговой политике в целом
Денис Мантуров и Рустэм Хамитов подписали документы весьма общего содержания о промышленной и торговой политике в целом
Понятно, что для автопроизводителей, в первую очередь для КАМАЗа, развитие программы в регионах важно не меньше, чем в своей республике: за пределами Татарстана потребители покупают технику на газу за те же деньги. Пока основной потребитель камазовской газовой техники — это муниципалитеты и сам «Газпром» с его планом перевести 50% собственного автопарка на газ. Остальные потребители составляют лишь около 10% клиентской аудитории. Как заявлял «БИЗНЕС Online» в апреле директор по газомоторной технике КАМАЗа Евгений Пронин, в 2014 году КАМАЗ продал 1,2 тыс. автомобилей на газу, а твердый портфель заказов на этот год — 1,8 тыс. единиц, включая «НЕФАЗы».

На сегодня потребление и развитие рынка газомоторного топлива по большей части сосредоточено в пределах округа. В ПФО покупается 50% топлива, сюда направлена почти половина всех федеральных инвестиций — в прошлом году округ получил 47% субсидий, в этом году — 48%. Дальше процент должен только расти, потому что на 9 субъектов РФ в ПФО, ставших пилотными регионами федеральной программы до 2020 года, из озвученных 110 млрд. рублей отводится 63 миллиарда. Из них 15,6 млрд. рублей — это средства региональных бюджетов, порядка 30 млрд. рублей — средства внебюджетных источников. К 9 пилотным регионам относятся Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Нижегородская, Оренбургская, Самарская и Саратовская области. Вместе субъекты рассчитывают за период действия программы ввести в эксплуатацию свыше 18 тыс. единиц газобаллонной техники. По словам Новака, это снизит затраты собственников на топливо на 9,4 млрд. рублей.

На сегодняшний день в ПФО работает четверть всех российских газовых заправок общим числом 62. Сейчас строятся 19 новых АГНКС, 3 станции реконструируются, из них к концу года должно быть сдано 7 объектов. По расчетам минтранса, чтобы покрыть только текущую потребность, требуется еще порядка 50 АГНКС, а к окончанию программы их должно быть 250. В целом по России процент транспорта на газтопливе сегодня составляет 0,2, но к 2020 году правительство стремится довести его до 50%.

Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и вице-президент по экономике и производству холдинга «Евроцемент груп» Сергей Сусев расписались под меморандумом о сотрудничестве
Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и вице-президент по экономике и производству холдинга «Евроцемент груп» Сергей Сусев расписались под меморандумом о сотрудничестве
КАМАЗ ПОД ШУМОК ПРОДАЛ 700 ГРУЗОВИКОВ

Столь статусное собрание не могло обойтись без торжественных соглашений, и их было заключено целых четыре. Мантуров от имени минпромторга скрепил подписью намерения взаимодействовать по своей линии с Башкортостаном и Пермским краем. Документы весьма общего содержания (о промышленной и торговой политике в целом) подписали присутствовавшие на совещании глава РБ Рустэм Хамитов и губернатор Пермского края Виктор Басаргин.

Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и вице-президент по экономике и производству холдинга «Евроцемент груп» Сергей Сусев расписались под меморандумом о сотрудничестве. Этим меморандумом они скрепили сделку по покупке крупнейшим отечественным производителем цемента 700 камазовских грузовиков — 300 карьерных самосвалов и 400 магистральных тягачей.

Четвертый меморандум подписывали четверо — губернатор Самарской области Николай Меркушин, президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерсен, гендиректор ООО «Газпром ГТМ» Михаил Лихачев и гендиректор ООО «АТС-Сервис» Тимур Соин. Подписанты обязались вместе работать над программами производства газомоторной техники и инфраструктуры под нее. На практике АвтоВАЗ должен выпустить пилотную партию такси LADA Largus на природном газе. Андерсен заявил, что газовым оборудованием АвтоВАЗ может оснащать все модели LADA и технологически к этому готов. Для этого АвтоВАЗу нужны инфраструктура заправок, газобаллонное оборудование подешевле и субсидии на покупку автомобилей на газу. Производитель легковушек также готов оперативно перевести на двухтопливную систему новую LADA Granta CNG, если будет спрос. Рассчитано, что 20% прибавки к стоимости машины для собственника окупятся при пробеге 45 тыс. километров.

Добавить комментарий