В ноябре 2015 года Европейская газомоторная ассоциация сообщила об он-лайн публикации в научном журнале Nature, посвященной совместно разработке Университета Беркли, Калифорния, компании Ford в области пористых металлоорганических структур – МОС (metal-organic framework — MOF) для хранения газа в сосудах низкого давления. По сути, речь идет об одном из вариантов адсорбции метана.
Проект курирует энергетический кластер Агентства перспективных исследований Министерства энергетики США(Advanced Research Projects Agency–Energy: ARPA-E). Компания Форд имеет достаточный опыт по выпуску автомобилей на КПГ и СУГ. Таких машин с 2009 года Форд продал более 57 тысяч единиц.
Металлоорганические структуры известны достаточно давно. Так, например, Германский исследовательский фонд в течение многих лет ведет работы в этой области. Ученые уверены: адсорбционный потенциал нового класса пористых материалов — МОС — «значительно превосходит» потенциал активированного угля или цеолита. Эти материалы могут использоваться для хранения метана, водорода или других газов. Возможность «настраивать» МОС на определённые вещества позволяют применять металлоорганические структуры в фильтрах, датчиках, газоразделительных установках.
У немецких ученых МОС имели жесткую решетку (ridgit framework). В Беркли работают над «гибкими» МОС (flexible MOF material) на основе кобальта и железа: при высвобождении (десорбции) газа структура «схлопывается», а при адсорбции увеличивается, чтобы вместить в себя «гостевые» молекулы. Хранение метана в ячейках осуществляется при давлении 32 – 64 атмосферы, что в 4 – 7 раз ниже, чем в обычных метановых баллонах при давлении заправки 250 атмосфер.
Кроме того часть тепла, выделяемого при адсорбции, потребляет сама меняющаяся структура. Следовательно, появляется возможность экономии на технологии охлаждения сосуда.