О перспективах ( кислых ) СПГ как бункеровочного топлива в РФ

Вместе с известными преимуществами СПГ в качестве основного бункера морских судов, такими как более низкая стоимость по сравнению с традиционными видами топлив и экологичность, существует целый ряд проблем. Как раз факторам, которые препятствуют использованию СПГ в регионе Балтийского моря, была посвящена большая часть обсуждения.

Основной проблемой является отсутствие доступной и развитой инфраструктуры: для производства, хранения, транспортировки СПГ. Также необходимо развитие рынка малых танкеров-бункеровщиков. Хотя, был озвучен целый ряд достаточно серьезных проектов по созданию СПГ-терминалов, которые находятся на стадии глубокой проработки.

Павел Валерьевич заявил, что «Газпром» готов идти навстречу потенциальным партнерам и сотрудничать по вопросу строительства необходимой инфраструктуры, если будут определенные ответные гарантии со стороны судовладельцев: «Сегодня «Газпромом» рассматриваются проекты строительства инфраструктуры для СПГ, в первую очередь, на побережье Финского залива, а впоследствии и в Черноморском регионе, которые будут направлены на бункеровку морского транспорта. Сейчас нами проводится финансовое обоснование строительства установки по сжижению природного газа на Балтике и надеемся, что концу этого года оно будет закончено. К этому моменту будут проработаны вопросы маркетинга, и мы готовы приступить к переговорам с потенциальными партнерами».

От лица судовладельцев выступил Игорь Васильевич Тонковидов – первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот»: «Инвестируя свои средства в газовую технологию, судовладелец естественно задает себе вопрос: смогу ли я забункероваться там, где мне это необходимо? Сейчас в мире довольно развитая сеть СПГ-терминалов, но нет ни одного специализированного для бункеровки судов. Нет и необходимого флота малых танкеров. Единственные 2 проекта, которые еще только появятся для бункеровки на воде – это плавучая баржа компании «Shell» в Голландии и аналогичное несамоходное судно для заправки парома «Viking» в Хельсинки. Возможно, проблема инфраструктуры более просто решается в линейном судоходстве: для пассажирских судов, паромов, контейнеровозов, у которых существует четкий маршрут. Танкерам и сухогрузным судам в этом плане – гораздо сложнее».

«К тому же, крайне мало портов имеют юридическую базу для бункеровки СПГ. В Норвегии, например, основной бункер производится с автомашин, а технологическая (и юридическая) схема в России не предусматривает такого варианта. Поэтому нам нужны промежуточные варианты: либо береговая станция, либо малый танкер-бункеровщик. Или необходима смена законодательной базы», — добавил Игорь Васильевич.

Однако, заместитель генерального директора ФАУ «РМРС» Павел Владимирович Шихов был не столь оптимистичен в прогнозах. По мнению Регистра Судоходства спрос на СПГ в Балтийском регионе будет расти, но тотального перехода на газ, в качестве основного бункера, ждать не приходится: «Основная проблема внедрения системы использования СПГ на судах – это размещение емкостей СПГ, которые требуют большого пространства, нежели емкости для традиционного топлива. Причем, если дизельное топливо может размещаться в междудонном пространстве, то с СПГ такое невозможно. Поэтому в ближайшее время, очевидно, потребителями СПГ станут суда, у которых есть значительные свободные пространства. Это ледоколы, паромы, ро-ро, суда-снабженцы, буксиры; суда, которые работают на пограничных районах. К 2015 году, на наш взгляд, потребление СПГ не будет иметь какого-то значительного роста, хотя, к 2020 году и далее газ займет около 20% от общего бункеровочного топлива».

«В наших правилах уже отражено, что возможно использовать СПГ в качестве основного топлива на судне, поэтому со стороны РС никаких препятствий нет», — добавил П. В. Шихов.

Технических барьеров на пути применения СПГ практически не существует. Бизнес-директор «Det Norske Veritas» — Герд-Михаэль Вюрсиг подтвердил, что в настоящее время в мире по этой технологии уже работают 40 судов. Еще столько же сойдут со стапелей к концу 2013 года. К тому же есть опыт наших Северных и Западных соседей, например, упомянутый паром «Viking».

А вот с экономическими барьерами вопрос стоит несколько сложнее. В любом случае требуются финансовые вложения, либо на этапе строительства судна, либо на этапе его эксплуатации. К тому же технология производства, хранения, транспортировки СПГ намного дороже, традиционных видов топлив. И насколько экологичнее добыча природного газа и его сжижение по сравнению с добычей и крекингом нефти? Да и газ, ведь, тоже не бесконечный.

В любом случае, однозначного ответа на вопрос об идеальной концепции транспортного судна, которое будет работать ближайшие 10, 20, 30 лет, нет. Использование СПГ – это один из вариантов развития.

Добавить комментарий