Что лучше — газифицировать село Магарас в Горном улусе быстро с наименьшими капитальными затратами, составляющими порядка 60 млн рублей, или ждать, когда появится сумма в 1 млрд рублей на строительство магистрального газопровода? При удачном стечении обстоятельств на все про все потребуется лет десять, из которых, как минимум, половина займет сама стройка. Но никто не гарантирует, что необходимые средства быстро найдутся. На газификацию восьми-девяти населенных пунктов республика расходует ежегодно 2,5–3 млрд рублей. Заложить в программу нужную сумму, которая будет осваиваться адресно, предположим, по 100 млн рублей в год, теоретически можно. Но какая сложится практика, сколько появится долгостроев и где брать средства на газификацию других сел, расположенных вне зоны действия магистральных газопроводов?
Туманные перспективы прояснились
Здравый смысл подсказывает, что к глобальным и дорогостоящим проектам газификации республики нужно подходить взвешенно. Во-первых, они не окупаются, во-вторых, имеют сугубо социальную направленность, в-третьих, из 483 поселений на сегодняшний день газифицировано пока только 90. Остальные ждут своего часа. Когда денег было много, на обеспечение тепла и приготовление пищи их расходовали щедро. Сегодня ситуация другая: экономить приходится на всем, даже на бензине для государственного транспорта, который дорожает несколько раз в год. Когда 1 марта 2012 года по НВК «Саха» шел «Разговор с президентом» и Егора Борисова спросили, есть ли необходимость переводить автотранспорт на газ, он дал понять, что «да». Глава республики назвал конкретного человека, Руслана Шипкова, который занимается производством сжатого газа. Этот продукт на 94% состоит из метана, он безопаснее бензина и в 2,5 раза его дешевле. Компримированный (сжатый) природный газ используется в республике как альтернативное моторное топливо с мая 2007 года. Именно тогда в Якутске была введена в эксплуатацию единственная в ДВФО автомобильная газонакопительная компрессорная станция (АГНКС), которая заправляет в баллоны на автотранспорте сжатый газ. Кроме того, он может использоваться для автономного газоснабжения населенных пунктов. Поэтому президент республики сказал, что, если есть необходимость, его надо использовать в сельской местности как бытовой газ. Он пообещал следить за этим проектом и при положительном заключении специалистов поддерживать его. На чем основан план газификации села Магарас, сколько стоит проект, в какие сроки может быть реализован и что для этого нужно?
Одно условие — круглогодичная дорога
Мировой опыт показывает, что к небольшим населенным пунктам, расположенным в 100 км от автомобильной газонакопительной компрессорной станции, газопроводы не строят. Для них применяют «виртуальную трубу». Единственное условие для нее — круглогодичная автомобильная дорога. На этом принципе основан новый проект, рассмотренный в январе на совещании при президенте. Исполнительный директор ООО «Сахаметан» Р. Ю. Шипков предлагает считать его пилотным и осуществить за 60 млн рублей. Эти деньги не идут ни в какое сравнение с инвестиционными затратами в 1 144 млн рублей, которые требуются на строительство газопровода.
По первоначальным данным, объем потребления природного газа в селе Магарас, где проживают 1000 человек, составил 4590 куб. м в год. Исходя из этого стоимость необходимого оборудования — трех прицепов‑метановозов, двух автомобилей-тягачей, нескольких блоков аккумуляторов и редуцирования, заправочной колонки, была оценена в 94 млн рублей. Министерство экономики и промышленной политики РС(Я) сделало свои расчеты, по которым общий расход газа для отопления помещений и потребления населения сократился до 1800 тыс куб. м. в год. Соответственно с 94 млн рублей до 60 млн подешевел объем капитальных вложений, требуемых на газификацию Магараса. Схема поставки компримированного природного газа (КПГ) для газоснабжения села схематически представлена. Для создания запасов газа должен быть смонтирован блок аккумуляторов на 20 тыс. куб.м, который состоит из баллонов с толстой стенкой. При финансовой поддержке ООО «Сахаметан» готово выполнить монтажные работы к сентябрю.
— Проект экономичный и может быть использован для населенных пунктов Вехневилюйского, Таттинского, Чурапчинского, Мегино — Кангаласского улусов, где в ближайшие десять лет строительство газопроводов-отводов не планируется, — говорит Руслан Юрьевич. — В конце февраля в селе Магарас прошла его презентация. На сельском сходе жители приняли проект на «ура». Людям хочется жить по-человечески не когда-то, через много лет, а прямо сейчас. Они имеют на это право, потому что в двух часах езды есть газ. Комфортные условия проживания стали для тысяч якутян нормой. Правда, некоторые селяне сомневаются, поможет ли правительство реализовать проект.
Противники нововведений есть всегда. Они могут свести к нерешенной, но, на мой взгляд, решаемой проблеме саму идею пилотного проекта и его технологию. Для газоснабжения населенных пунктов она не одна. На совещании у президента республики в январе рассматривались еще две: по применению сжиженного углеводородного газа (СУГ) и сжиженного природного газа (СПГ). Первый в республике производят ОАО «Сахатранснефтегаз» и ОАО «ЯТЭК», второй — тоже «Сахатранснефтегаз». Якутская топливно-энергетическая компания планирует газифицировать им котельную села Орто-Сурт Горного района. Для подготовки сжиженного газа в больших объемах ОАО «Сахатранснефтегаз» намерено реконструировать и модернизировать Якутский газоперерабатывающий завод.
Какой проект экономически выгоднее?
О какой проблеме говорит Р. Шипков и почему он считает, что она решаемая? Используемый для отопления и приготовления пищи природный газ реализуется населению в селах по 2,76 руб. за 1 куб. м. «Сахаметан» отпускает сжатый газ по 12,85 руб. за этот же объем. Затраты по доставке в село Магарас отразятся на цене, которая повысится до 17 рублей за 1 куб. м. Разница между ними составит 13 рублей. Если умножить на общий объем потребляемого газа, то в бюджете нужно предусмотреть субсидии для населения в сумме 26 млн рублей в год. По сути, точно такие же какие предоставляются на тепло, молоко, социально-значимые авиаперевозки пассажирам -льготникам. Но это не все. Из-за проектирования и строительства внутрипоселковых газовых сетей нагрузка на бюджет возрастет. По предварительным расчетам она может составить до 38—-40 млн рублей. Все затраты на газификацию села оцениваются в 128 млн рублей. Но даже при этом они в 10 раз меньше тех средств, которые требуются на строительство газопровода. Поэтому, какой проект экономически выгоден — с «виртуальной трубой» или дорогостоящим трубопроводом — и так понятно. Если говорить о газификации жилых домов, то по сложившейся практике она осуществляется с помощью правительства республики, которое предоставляет до 100 тыс. рублей малообеспеченным людям.
Сколько требуется сжиженного газа?
Пока на этот вопрос никто не может ответить. На модернизацию Якутского газоперерабатывающего завода требуется 1 млрд 800 млн рублей. После реконструкции завод сможет поставлять 25 тыс. тонн СПГ. Для сравнения, в 2010 году в России было произведено 28 тыс. тонн СПГ, но применения в полном объеме он не нашел. Сжиженный метан в основном, поставлялся за границу. Как будет использоваться он в наших условиях и где конкретно, пока тоже не ясно. Руководство «Сахаметана» предлагает апробировать его сначала на небольших модульных установках, которые производят до 7 тыс куб. м в год. Они есть в Москве для заправки автотранспорта. Что касается больших объемов, то при успешном эксперименте они могут быть востребованы, когда будет построен автомобильно-железнодорожный мост через Лену. Возникла еще одна проблема, которая требует осмысления пока на корпоративном уровне. И об этом говорилось на днях в правительстве республике, где встречались представители крупных предприятий, заинтересованных в подготовке газа на Средневилюйском ГКМ. Если ОАО «ЯТЭК» будет готовить сжиженный газ не только для газификации сел, но и коммерческих целей, связанных с реализацией продукции за пределы республики, может случиться так, что Якутскому ГПЗ вырабатывать после него будет нечего.
«Сахаметан» вышел на среднероссийский уровень
Действующая около пяти лет в городе Якутске автомобильная газонакопительная компрессорная станция имеет проектную мощность 27000 куб. м. в сутки. Сегодня ее загруженность обеспечена на 20%, в среднем по России она составляет на одну установку от 8 до 17%. Объем реализации сжатого газа достиг в прошлом году 1,64 млн куб. м. В России на одну АГНКС — 1–2 млн куб. м. Количество автомобилей, заправляющихся в Якутске, — 372, в России — 401. Приведенные цифры говорят о том, что по отдельным показателям «Сахаметан» вышел на среднероссийский уровень. 6 января 2012 года фирма подписала контракт на поставку второй по счету станции, которую установят по автостраде «50 лет Октября», в районе магазина «Мега», к 1 сентября. После ввода в эксплуатацию отгрузка газа в метановозы, которые будут поставлять его в села, возрастет до 20 тыс. куб. м. в сутки.
По количеству АГНКС сегодня лидирует Пакистан, в его парке 3145 единиц. На втором месте Аргентина —1858 станций, на третьем Бразилия — 1782, на четвертом — Китай —1652. Россия имеет 249 установок и занимает 14 место. Республика Саха в это число не входит. Со своей одной установкой она находится пока на 52‑м месте. По количеству заправляемых машин Якутия обошла Сербию и Туркменистан.
В рамках съезда инженеров Якутии вчера в Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) прошел «Круглый стол». Руслан Шипков представил на его заседании два проекта — по газификации села Магарас и переводу на природный газ автотракторного парка, которые были восприняты с интересом. За счет замены дизельного топлива на газ затраты окупаются в первый же год. По тем предприятиям, которые уже перевели свою технику на новое моторное топливо, реальная экономия денежных средств составила в среднем 2 – 2,5 млн рублей.