Хороший обзорчик по газомоторному рынку Украины

11 – 12 апреля 2012 года в Киеве (Украина) в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» прошли выставка «Мир сжиженных и сжатых газов» и 11-й Международный бизнес форум «Применение газовых и альтернативных видов моторного топлива в транспортном комплексе Украины». Организаторы мероприятий — Газовая ассоциация Украины; Украинская ассоциация производителей технических газов «УА-Сигма» и выставочная компания «Мэдвин». Мероприятия поддержаны Киевской городской администрацией; Министерством энергетики и угольной промышленности Украины; Министерством транспорта Украины; Министерством экологии и природных ресурсов Украины. На выставке продемонстрированы новые образцы газовых автомобилей, топливной аппаратуры, газовых баллонов, заправочной техники. Свои услуги рекламировали компании-установщики газобаллонного оборудования. А таких по Украине зарегистрировано 58!

Сравнительные данные газомоторных рынков России и Украины по состоянию на апрель 2012 года

Показатели Россия Украина
Общий парк автомобилей 40 000 000 8 500 000
Парк автомобилей на КПГ 86 000 388 000
Парк автомобилей на СУГ 1 400 000 1 000 000
Спрос на КПГ в 2011 году, млн. м3 365 625
Спрос на СУГ, млн. т 2,8 нет данных
Парк АГНКС 247 324

 

Ситуация на рынке газовых видов моторного топлива Украины – неоднозначная. Среди стран ближнего зарубежья Украина вышла на первое место по численности парка автомобилей, работающих на природном газе: почти 400 тысяч машин с годовым потреблением КПГ на уровне 625 миллионов кубических метров. Стоимость природного газа для автотранспорта составляет 61% от стоимости 92-го бензина и 64% от стоимости дизельного топлива. Однако для украинского газомоторного рынка такая ценовая разница – малопривлекательно. Сегодня, по оценке Газовой ассоциации Украины, рынок автомобильного метана не развивается. Интересно, что по данным НТЦ «Психея», Киев, цены на АГНКС Украины вовсе не имеют жесткой привязки к экспортным ценам России на газ.

rusukrprice01

Розничные цены на моторное топливо, апрель 2012, руб./л (м3)

 

Украина – весьма продвинутый пользователь альтернативных видов моторного топлива. 4,6% машин в стране используют метан, и 11,8% — СУГ. Однако после 2007 года произошло значительное сокращение спроса на КПГ. Тогда, по словам представителей Минтранса Украины, стоимость КПГ составляла менее 60% стоимости бензина марки Аи-92. А Суммарный спрос на метан в автомобильном сегменте газового рынка составил почти один миллиард м3.

rusukrprice03

Структура автомобильного парка Украины по видам используемого топлива

 

Сложившаяся ценовая разница не позволяет владельцам машин окупить вложенные в переоборудование средства в приемлемые сроки. А поскольку основу владельцев украинского парка метановых автомобилей составляют частники, то приемлемыми считаются сроки в один – два года. Для государственных (муниципальных) предприятий срок возврата инвестиций составляет от 4 до 6 лет. Но этот сектор рынка для метана только начинает открываться.

rusukrprice02

Структура парка метановых автомобилей Украины по типам колесных транспортных средств

Первой ласточкой газового автомобилестроения на Украине станет автобус малого класса «Эталон» Бориспольского автомобильного завода. Этот автобус был показан на киевской выставке. В настоящее время машина, оборудованная конвертированным дизельным двигателем Mercedes и шестью баллонами для КПГ (установлены под полом автобуса), проходит эксплуатационные испытания. Первые отклики, по словам разработчиков, весьма положительные. Автобус оборудован сборными агрегатами: шасси от компании Tata, двигатель, коробка передач, трансмиссия – от компании Мерседес, система распределенного впрыска – украинской разработки. Расход метана составляет от 15 до 20 кубических метров на 100 км в зависимости от режима работы. По уровню выбросов автобус соответствует нормам Евро-3.

etalonbusua

Газовый автобус «Эталон» Бориспольского автомобильного завода

Второй неприятностью для украинских метанизаторов является то, что сегодня стоимость СУГ для автотранспорта равна или даже на 10 – 15% ниже стоимости КПГ. Это ведет к тому, что ряд владельцев машин, ранее использовавших КПГ, сегодня переоборудуют технику на СУГ. При этом стоимость переоборудования машины на СУГ составляет в среднем 300 долларов, а на КПГ — 1000 долларов.

Добавить комментарий