Коммерческая эксплуатация ГБА требует развитой сети автозаправок. По результатам проводившихся исследований как в России, так и за рубежом (в частности в Германии компанией «Рургаз»), экономически оправданное расстояние от потребителя до автозаправки составляет:
■ в городских условиях-5-10 км;
■ в пригородных условиях —
10-15 км;
■ в сельских условиях-20-25 км.
Во-первых, насыщение сети АГНКС
до предлагаемой выше плотности за счет строительства новых заправок потребует значительных капитальных вложений, во-вторых, увеличение производственных мощностей без роста спроса на КПГ приведет к снижению средней загрузки и, следовательно, к снижению рентабельности (повышению себестоимости) производства КПГ.
Одним из вариантов насыщения заправочной сети и, одновременно, увеличения загрузки АГНКС является использование передвижных автогазо-заправщиков(ПАГЗ).
Рассмотрим это положение на примере ООО «Касимовавтогаз», в котором функционирует АГНКС МБКИ-125/250 производства ЗАО «Завод «Киров-Энер-гомаш» (г. Санкт-Петербург), рассчитанная на 125 условных заправок в сутки. В комплексе с АГНКС работают 4-5 ПАГЗов. Это ПАГЗ-5000-25, производства ОКБ «Союз» (г. Казань), и ПАГЗ-2800-32, производства Свесского насосного завода.
АГНКС с помощью ПАГЗов обслуживает шесть автопредриятий в других городах Рязанской области (Рязань, Шацк, Муром и др.), имеющих суммарный парк газобаллонных автомобилей порядка 610 ед. Примерно 250 ед. газобаллонного автотранспорта заправляются в г. Касимов самостоятельно, в том числе и автомобили Касимовского ПОАТ.
АГНКС ООО «Касимовавтогаз» начала функционировать в штатном режиме с 2002 г. И сразу вышла на уровень реализации газа 1,5 млн. м7п, что составляет более чем 50% ее загрузки.
Это стало возможным благодаря наличию ряда факторов.
Во-первых, это уже имеющийся на момент ввода в эксплуатацию станции парк газобаллонных автомобилей, эксплуатирующийся в Касимовском ПОАТ. До этого для обеспечения парка ПОАТ газом использовались ПАГЗы, которые привозили КПГ с АГНКС, расположенных в гг. Рязань и Орехово-Зуево.
Во-вторых, высокий уровень загрузки АГНКС был достигнут, благодаря переключению использовавшихся ПАГЗов для доставки КПГ сторонним потребителям.
В дальнейшем динамика реализации КПГ и, следовательно, загрузки, на АГНКС за период 2002-2007 гг. носила нарастающий характер, достигнув в 2006 г. максимума — 3 млн. 20,04 тыс. м3 в год, что составляло 110,3% от проектной мощности, и стабилизировалась на данной отметке. Превышение проектной мощности стало возможным благодаря использованию резерва производительности АГНКС в ночное время.
При этом, если рассматривать работу АГНКС и ПАГЗов как единый комплекс, то следует отметить, что ПАГЗы обеспечивают весьма значительное повышение реализации КПГ. Результаты совместной работы АГНКС и ПАГЗ в 2003-2007 гг. представлены на рис. 1, из которого видно, что на долю ПАГЗов приходится до 50% всей реализации газа на АГНКС.
Без них загрузка АГНКС не превысила бы 65% (рис. 2). Это показывает, что ПАГЗ по объему реализации газа и стабильности заправки находится на уровне самой АГНКС. При этом один ПАГЗ-5000-25 способен перевозить не менее 600 тыс. м3 газа в год, а ПАГЗ-2800-32 — не менее 250 тыс. м3 газа в год. В общем, доля газа, перевозимого ПАГЗами в 2002-2007 гг., уменьшилась от 51 до 41% и зафиксировалась на этом значении. Это объясняется тем, что увеличилось количество КПГ, отпускаемого для автомобилей, при неизменности загрузки ПАГЗов.
Распределение загрузки АГНКС в течение суток показано на рис. 3, из которого видно, что основной пик заправок приходится на период времени с 6 ч утра до 12 ч дня, затем всплеск отмечается в 16-18 ч. После этого наблюдается спад загрузки.
Именно в это время (после 18 ч и до 5 ч утра) наиболее рационально заправлять ПАГЗы.
Для обеспечения бесперебойного процесса заправки ПАГЗов и исключения их простоев для каждого ПАГЗа составляется график заездов на заправку. ПАГЗ-2800-32 заправляется с 18 ч, поскольку время заправки составляет порядка трех часов. А ПАГЗ-5000-25 заправляются только после 21 ч, когда
Надежность заправочного оборудования АГНКС и ПАГЗов — важнейший фактор загрузки АГНКС. При эксплуатации АГНКС возникают различные отказы, связанные как с качеством производства элементов заправки, так и с особенностями эксплуатации. Рассматривая надежность АГНКС, следует отметить, что продолжительность работы компрессорных установок (КУ) в
течение суток (по данным 2007 г.) составляла в среднем 12-13 ч. Длительность простоя КУ по причине ремонта (по данным 2007 г.) составляла в среднем 8 ч (максимум — 72 ч).
Длительность обслуживания КУ в 2007 г. составляла:
■ текущего ремонта (замена ко
лец, уплотнений и т.п.) -8 ч;
■ среднего ремонта (замена што
ков, ремонт цилиндров и вертикальной
базы и т.п.) — 16 ч.
Если рассматривать надежность оборудования АГНКС поэлементно, то необходимо отметить невысокую надежность в первую очередь всасывающих и нагнетающих клапанов компрессорных установок, в особенности III и IV ступеней. Наработка на отказ у них составляет в среднем порядка 1 тыс. ч.
Наработка на отказ поршневых колец I и II ступеней компрессорных установок составляет 5 тыс. ч, a III и IV ступеней — всего 3,1 тыс. ч. При этом замена поршневых колец являлась одной из наиболее трудоемких операций при обслуживании и ремонте компрессорных установок. К таковым относятся также замена штоковых уплотнений и вкладышей коленчатого вала, устранение люфта между крейцкопфом и направляющими, замена втулок шатуна или втулок пальца крейцкопфа, замена адсорбента.
Из неисправностей ПАГЗ-500-25 следует отметить возникновение трещины лонжеронов рамы полуприцепа в районе седельного устройства и в
районе тележки; трещины балансиров задней тележки; слом балки передней и задней оси в районе ступицы. Кроме того, были отмечены также случаи разрывов сварочных швов боковых стоек каркаса ПАГЗа в месте крепления крыши, что вызвано недостаточной прочностью данных элементов.
Среди неисправностей газового оборудования ПАГЗа следует отметить отказы заправочных кранов, в которых происходил срыв резьбы штока вентиля, что приводило к утечке газа. Одним из наиболее часто встречающихся отказов является нарушение герметичности соединяющих трубок и штуцеров емкостей с газом.
Помимо технических аспектов использования ПАГЗов, важно отметить также и экономические аспекты. Кроме прочих причин, развитие парка АГНКС сдерживается невысокой рентабельностью данного вида деятельности по причинам, указанным в начале статьи. Высокая себестоимость КПГ связана с тем, что при низком уровне загрузки наибольший удельный вес в структуре затрат на эксплуатацию имеют условно-постоянные расходы (амортизация, заработная плата, отопление, и т.д.).
При увеличении загрузки за счет повышения доли условно-переменных расходов (на покупку газа, электроэнергию на компримирование, материалы и т.д.) себестоимость возможно значительно снизить. При этом могут также возникнуть дополнительные расходы на эксплуатацию ПАГЗов. Они, по разным оценкам, составляют 500-700 тыс. руб./r. на один ПАГЗ. И даже при таких условиях ПАГЗы могут обеспечивать значительное снижение себестоимости КПГ.
В целом, анализ опыта эксплуатации АГНКС-125 в комплексе с ПАГЗами в г. Касимов показал, что для наибольшей эффективности эксплуатации АГНКС необходимо шире использовать ПАГЗы. Это позволит существенно повысить загрузку АГНКС, ее рентабельность, а также будет способствовать развитию парка газобаллонных автомобилей, что в свою очередь существенно расширит рынок газомоторного топлива.
Для АГНКС-125 можно рекомендовать использование четыре-пять ПАГЗов. Соответственно для более производительных АГНКС — большее количество ПАГЗов. Но необходимо учесть, что количество ПАГЗов, работающих в комплексе с АГНКС, зависит также и от уровня спроса на газ у конечного потребителя. От этого будет зависеть график заезда ПАГЗ на АГНКС. Технически АГНКС способна заправлять два-три ПАГЗа за смену.