В Ленинградской области прошли первые муниципальные конкурсы на перевозку пассажиров на газомоторных автобусах

Жители Кингисеппского и Ломоносовского районов Ленобласти поучаствуют в транспортном эксперименте. С 1 июля 2014 года они будут ездить на автобусах, заправленных газомоторным топливом. Перевозчики относятся к идее скептически — им негде заправляться и не на чем возить.
Транспортный эксперимент начался в Ленинградской области. Во вторник, 29 октября, прошла процедура вскрытия конвертов по конкурсам на перевозки в Бокситогорском, Выборгском, Кингисеппском, Ломоносовском районах. Если первые два аукциона не выделяются из общей массы, то в последних содержится дополнительное условие для перевозчиков, которое может изменить сложившуюся транспортную систему. В них предусмотрено использование автобусов на газомоторном топливе.
Так, в Кингисеппском районе разыгрывается один лот по маршрутам № 75/83 «г. Кингисепп — ст. Калище», № 69 «г. Кингисепп – п. Бегуницы», 69А «г. Кингисепп – п. Зимитицы», № 71 «г. Кингисепп – п. Беседа», № 76 «г. Кингисепп – п. Загорье», для чего понадобится пять автобусов. В Ломоносовском районе разыгрывается три лота. Речь идёт о маршрутах: № 401, 401А, 402, 672, 673, 675, 677, 677А, 681, 685, 639А, 639Б, 639В, 502, 671А, 689, 691, 691А, 688, 486, 486В, 632, 632А, 650А, 650Б, 650В. Для этого понадобится 135 автобусов.
Как объяснил корреспонденту 47News вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский, наличие автобусов на газомоторном топливе не является обязательным, но «за него будут даваться дополнительные баллы». «Это отложенное условие, выполнить его необходимо к 1 июлю следующего года», — добавил он.
По сути, эти два района будут экспериментальными в широкомасштабном проекте по переводу общественного транспорта с бензина на газомоторное топливо. Идея появилась несколько лет назад в Москве и спущена регионам практически в приказном порядке.
Для исполнения ситуация сложна, потому что на данный момент в Ленобласти нет ни одной автозаправочной станции. Единственное, что есть — четыре автобуса, закупленные с помощью федерального бюджета для муниципальных нужд в Бокситогорском и Волховском районах. Единственное место, где могут заправляться сейчас эти и потенциально появившиеся автобусы — Пулковское шоссе, которое располагается на территории Санкт-Петербурга.
На местах инфраструктуру, то есть, автозаправочные станции, создает дочерняя структура ОАО «Газпром» — ООО «Газпром газомоторное топливо». С этой компанией правительство Ленобласти заключило инвестиционное соглашение в начале сентября.
Стоимость строительства каждой заправочной станции варьируется от 80 до 150 миллионов рублей. Планируется, что по три-четыре станции в каждом районе появится к концу 2014 года. Срок их окупаемости — примерно 30 лет.
«Как всегда возникает вопрос, что должно появиться раньше, автобусы или заправки. «Газпром» говорит, мы не можем в поле просто так построить заправку. Перевозчики отвечают, что не могут ездить, если не будут построены заправки», — рассказал заместитель председателя комитета по ЖКХ и транспорту — начальник департамента транспорта — Антон Бучнев. По его словам, с «Газпромом» обсуждается возможность установки передвижных автоматических станций в автопарках перевозчиков, которые выиграют конкурс.
По условиям конкурса, автобусы, способные работать на новом виде топлива, перевозчики должны будут закупать самостоятельно.
По задумке, газовые заправки должны составить конкуренцию бензозаправкам в том числе и из-за стоимости продукции: если один литр дизельного топлива стоит 32 рубля, то газомоторного — 18-19 рублей.
Но транспортные компании вряд ли будут рады такой перспективе, ведь разница в цене с «бензиновыми» автобусами составляет примерно полтора-два раза. Так, если 40-местный обычный «ПАЗик» стоит 1,2 миллиона рублей, то на газомоторном топливе — около 2 миллионов рублей. Зарубежные марки, Peugeot, Reno, Scania, Mercedes, MAN, обойдутся дороже — под 4 миллиона рублей за автобус.
В областном комитете по ЖКХ и транспорту считают, что затраты окупятся. По весьма общим подсчётам, газомоторного топлива хватает на 350-400 километров. Если взять в пример «ПАЗ», в нём может будут устанавливать 7 баллонов, объём каждого — по 62 литра.
Правда, возникает вопрос о сроке окупаемости. Если по условиям конкурса срок маршрутных перевозок равен пяти годам, то как правило компании окупают новый автобус через 1,5 года. Автобус на газомоторном топливе окупается как минимум три года.
Помимо этого, перевозчики должны будут оборудовать сервисные посты для автобусов, на что надо будет заложить дополнительные деньги. По подсчётам председателя совета директоров официального дилера «ГАЗ» — «ПитерБасЦентр» Марка Броновского, стоимость обслуживания таких сервисных постов может варьироваться от 5 до 20 миллионов рублей.
Комитет по транспорту пока не раскрывает информацию, заявились ли на конкурс компании, имеющие новый вид автобусов. Но, по данным нашего издания, ряд перевозчиков уже высказали своё недовольство новыми требованиями.
«Нам говорят о выгоде, но это не правда, есть только политические мотивы. Все производители подняли цены на автобусы примерно на 800 тысяч рублей, хотя на переоборудование одного типа в другой уходит не более 80 тысяч рублей. Цены на само газомоторное топливо поднялось на два рубля — стоит порядка 18 рублей за литр. С такими ценами перевод автобусов на газомоторное топливо не окупится никогда. Надо один автобус эксплуатировать по 15-20 лет. Нам говорят о том, что надо копировать путь Европы, но там стали переходить на электробусы. Получается, куда ни глянь, всюду оказывается, что телега бежит впереди лошади», — считает председатель НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров» Василий Киселев (в его организацию входит ОАО «Третий Парк», ЗАО «Петербургская топливная компания», «Шпунт Северо-Запад»).
О том, выйдут ли в итоге в рейсы «газовые» автобусы или область останется с «бензиновыми», узнаем в ближайшее время.