Вопросы экономической эффективности газодизеля и 100% газового двигателя. Опыт «Криогаза».

Газовое топливо стремительно дорожает. Дизельное тоже дорожает, но чуть медленее. Сегодняшняя цена за СПГ — 44 рубля за кг, КПГ 28 рублей за нм3, что соответствует 39 рублей за кг. Стоимость 1 МДж тепла для СПГ — 0,88 рубля, для КПГ — 0,78 рубля. В 2025 году ожидается рост цены примерно на 10-20%. Стоимость ДТ сейчас на стеле Роснефть 67 рублей. Как правило, все крупные организации, решающие вопрос перевода на газ имеют определенную скидку. Возьмем в среднем 3 %. Таким образом получаем цену за МДж 1.52 рубля. Таким образом выгода по теплосодержанию для СПГ составляет 42%, а для КПГ 48%.

Обманывают ли нас на заправках ?

С СПГ обман исключен. Расчеты ведутся по кориолисову поверенному расходомеру, все четко. Проверяется в случае сомнений легко — взвешиванием СПГ бака. С КПГ муть полная. На заправках стоит тот же поверенный кориолисовый расходомер, но цена дана в м3. Каких ? Нормальный, рабочих ? КПГ не чистый метан, а смесь газов и все время чуть разная, плотность не понятна. Температура при заправки — все время разная, соответственно и плотность меняется. Давление — тоже на разных заправках разное, соответственно и коэффициент сверхсжимаемости. Проверить ничего нельзя, приходится принимать на веру.

В таких условиях вопросы тщательного экономического анализа работы 100% газовой и газодизельной техники принимают особое значение.

Группа компаний «Криогаз» имеет собственную логистическую компанию — ООО «Ликвилайн», которая эксплуатирует 100% газовые, газодизельные и чисто дизельные седельные тягачи.

100% газовые машины

За пару лет эксплуатации 100% газовых двигателей есть примерное понимание что 1 литр дизельного топлива примерно соответствует 1 кг СПГ, т.е если седельный тягач дизельный потреблял 30 литров ДТ, на 100 км пути, то 100% газовый 30 кг СПГ. Однако такой результат получен на длинных плечах от 300 до 600 км фактически равномерного движения по равнине. Для пересеченной местности и города он будет хуже. Примем, что средний пробег ТС составляет 160.000 км в год, а референсный расход Дт 32 литра на 100 км по году. При таких вводных расходы на ДТ составили бы 3,3 млн рублей по году, а расходы на СПГ 2,3 млн рублей по году. Получен 1 млн прибыли. Однако, 100% газовое ТС дороже в обслуживании — межсервисный пробег меньше, ТО дороже, раз в 5 лет СПГ баки надо снимать и освидетельствовать. Точной статистики еще нет. Оценим дополнительные расходы в 300.000 рублей в год. Стоимость 100% китайского газового ТС в среднем на 2 млн. рублей больше, чем аналогичного на дизеле. Результат — примерно 2.8 года окупаемости. Пробег на одной заправке для машины с двумя 500 литровыми баками — примерно 1000 км. На наш взгляд вполне приемлемо.

Газодизельные машины.

КАМАЗ К5, среднеэксплуатационное замещение 65%, на замещение одного литра ДТ требуется 0,9 кг СПГ. Годовые затраты на СПГ и ДТ при тех же вводных 2,6 млн рублей, экономический эффект 0,7 млн рублей. Стоимость обслуживания дешевле — всего один бак, ТО за те же деньги и в те же сроки, но все равно не бесплатно — примерно 100.000 рублей в год. Стоимость установки газодизеля. 1.5 млн. рублей. Окупаемость 2.1 года. Пробег на одной заправке — 800 км. Тоже на наш взгляд вполне приемлемо.

Можно ли улучшить экономический результат ? Для 100% газовых ТС нет, для газодизельных можно и существенно. Главный резерв — уменьшение расхода газа потребного на 1 литр замещения ДТ. ООО «Криогаз моторное топливо» успешно работает на этот направлении и представляет первую отечественную газодизельную систему с фазированным распределенным впрыском.