Практические методы определения пригодности дизельного двигателя для конверсии в газодизельный режим

Наш 10 летний опыт в газодизельных решениях и опыт коллег по установке газодизельного оборудования говорит о необходимости проведения технической диагностики дизельного двигателя перед установкой газодизельного оборудования.

Нормальным считается устанавливать газодизельное оборудование на двигатели с 500.000 и более километрами пробега. Зачастую к этому пробегу двигатель обзаводиться целым букетом проблем, которые все будут безусловно предъявлены установщику и производителю газодизельного оборудования.

Диагностику утечек в цилиндропоршневой группе мотора принято проверять измерением компрессии в цилиндре. Этот метод распространен, но имеет недостатки, главный из который — неточность показаний. Разница давлений по цилиндрам малоинформативная и понятна только в случаях явных проблем -таких, как прогар клапана или поршня. Кроме того, компрессия зависит от оборотов двигателя. а следовательно от работы стартера. Мы будем применять метод измерения компрессии, как дополнительный.

Лучшим методом проверки состояния поршневой системы является исследование с помощью пневмотестера.Пневмотестер предназначен для определения механического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности, герметичности камеры сгорания. Метод тестирования основан на определении величины падения давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие. С помощью пневмотестера можно определить: механическое состояние цилиндропоршневой группы; плотность прилегания клапанов; целостность прокладки головки блока цилиндров и пр. В отличие от компрессометра, пневмотестер не только оценивает общее состояние ЦПГ, но и позволяет узнать конкретное место неисправности (утечки) по месту выхода воздуха. Так как при измерении компрессии компрессометром необходимо вращать коленчатый вал стартером, то в этом случае неизбежны ошибки, возникающие за счет различных скоростей вращения коленвала и состава поступающей в цилиндр рабочей смеси у различных автомобилей. При определении утечки пневмотестером можно избежать этого, т.к. поршень в момент измерения неподвижен и давление в камере сгорания создается внешним источником сжатого воздуха. Кроме того, поскольку при использовании пневмотестера отпадает необходимость во вращении коленчатого вала стартером, становится возможным диагностировать двигатель, находящийся вне автомобиля, в процессе капитального ремонта и т.д.
Измерение с помощью пневмотестера это наш основной метод.

И последним методом исследования двигателя является техническая эндоскопия. Техническая эндоскопия — это современная методика неразрушающего контроля материалов и оборудования путем визуального осмотра поверхностей и узлов технических средств в случае затрудненности доступа к этим поверхностям при помощи обычных средств измерений. В зависимости от степени доступности для проведения осмотров применяются различные виды эндоскопов. Мы используем специальную видеокамеру, закрепленную на гибком стержне с возможностью запись видео сигнала на компьютере.

Итак, действуем в следующем порядке:

  • Снимаем клапанные крышки, снимаем коромысла и выворачиваем форсунку
  • Проводим пневмотест.
  • Проводим эндоскопическое исследование
  • Измеряем компрессию

Рассмотрим пример проведения технической диагностики дизельного двигателя CUMMINS KTA50:

Вид на правую сторону с снятыми крышками и коромыслами
Величины утечек по всем цилиндрам ( по 3-м положениям поршня ) находятся в приемлемом состоянии
А здесь проблемный 8 цилиндр слева

Эндоскопия тог самого 8L. На видео видны следы хонинговки и длинные продольные следы потертостей.

Замер компрессии. По проблемному цилиндру была 17