Сегодня в Екатеринбурге прошло выездное заседание комиссии по региональной политике ОАО «Газпром». Мероприятие вел лично зампред правления концерна Валерий Голубев. Что во многом предопределило статустность и размах семинара, посвященного использованию газа в качестве моторного топлива. Сам же г-н Голубев объяснил причину, по которой площадкой для дискуссии выбрали Екатеринбург: коллеги из дочерней структуры концерна «Газпром трансгаз Екатеринбург» накопили в этой работе колоссальный опыт. Основной целью встречи, в которой приняли участие не только специалисты Газпрома, но также производители автомобильной техники и спецоборудования, стала выработка единых правил и стандартов.
Актуализация программы
В течение этого года предприятие «Газпром газомоторное топливо» создаст (вернее, актуализирует) программу, которая позволит учесть суммарный потенциал использования СПГ. Как в качестве моторного топлива, так и для автономной газификации. В связи с чем в ближайшее время руководство предприятия подготовит обращение на имя главы «Газпрома» Алексея Миллера. Сегодня была выражена надежда, что в конце года концептуальный документ будет готов. Подход следующий: для СПГ, как моторного топлива планируется обеспечить условия для создания логистических цепочек. Причем потенциал такого производства, и логистика – все это уже проработано, говорят в «Газпром газомоторное топливо». Все расчеты сделаны с учетом использования СПГ на общественном транспорте, спецтранспорте, железной дороге, а также внедрением сжиженного природного газа на судах.
Что касается другого активно обсуждаемого направления – размещение комплексов по сжижению газа на действующих газораспределительных станциях (ГРС). Этот потенциал в «Газпром газомоторное топливо» оценивают порядка в 3 тысяч 150 станций. В качестве потенциально удачных к настоящему времени отобрано 174 объекта. Однако в компании подчеркивают, что работа эта очень сложна. Главная проблема – найти под каждый комплекс конкретных потребителей, с которыми можно было бы выйти на конкретные договоренности о сотрудничестве. Есть и негативные моменты. Это нестабильность и цикличность поставок, и ограниченность в территориальном расположении. «Эти 170 объектов не позволяют закрыть транспортные коридоры», – указывают представители компании.
В качестве вывода было указано, что новый документ позволит более детализировано и актуально представить анализ использования СПГ на период до 2030 года. Отдельное направление – пересмотр практики и схемы сотрудничества с региональными властями. Сейчас в «Газпром газомоторное топливо» ее видят как переход от рамочных соглашений прошлых лет к реализации системных решений. Так, если раньше создавались объекты под конкретных якорных потребителей, то сегодня нужна массовая инфраструктура. В качестве реализации пилотного проекта предполагается использовать Татарстан. Кроме традиционных сетей подразумевается создание заправок, как с традиционным газом, так и СПГ. Срок реализации проекта – 3 года.
Как было сегодня заявлено, такой подход позволит ускорить работу по созданию сетей и упростить работу с региональными властями. Создание комплекса по сжижению газа предполагается делать на основе патента Газпрома, а задействовать планируется оборудование отечественного производства. В первом эшелоне таких «пилотников» сегодня были названы Москва, Краснодар, Екатеринбург. К городам «второго» эшелона отнесли Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург. В целом апробация программы сейчас идет в Краснодарском крае, причем в ходе опыта изучается и экологический эффект.
Сколько стоит СПГ?
Не обошли вниманием участники семинара и вопросы ценообразования на сжиженный природный газ. Естественно в том случае, если его использовать в качестве моторного топлива. По словам Валерий Голубева, принцип ценообразования на газомоторное топливо до сих пор является одним из нерешенных аспектов. «Аналитика говорит, что регулирование цены может все погубить. Об этом, например, говорилась на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича», – напомнил Голубев.
С другой стороны он привел в пример китайскую практику: «В нашем братском китайском государстве есть регулирование. И это сделало этот бизнес привлекательным. Сразу появилась куча предприятий и транспорта на газе. Всем весело, все работают… Но ведь у нас другие реалии». И счел нужным подчеркнуть, что Газпром не намерен узурпировать рынок применения СПГ в качестве топлива для двигателей. Никакого нарушения антимонопольного законодательства. Если будут созданы 1000 заправок по стране, тогда люди и пойдут в бизнес. «Потому мы и пригласили сегодня практически безграничное количество участников рынка», – пояснил зампред правления «Газпрома».
Гендиректор ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт также не обошел вниманием вопрос цены «моторного» газа. «Надо понимать реальную стоимость товара. Потребитель должен вернуть свои инвестиции. Если он не сможет вернуть вложенные деньги, то он не будет покупать газ. Например, КПГ стоить выше 15 рублей просто не может. При цене литра солярки в 35 рублей – его просто никто не будет брать», – заявил Гайдт.
Эти слова вызвали аплодисменты зала, и даже возгласы: «Спасибо!». Вероятно, директора екатеринбургской дочки «Газпрома» благодарили за понимание рыночных реалий.
От цены – к практике
Кроме того Гайдт задался вопросом – зачем, например, в Москве строить новый завод, когда можно использовать отлаженную практику зарядки на ГРС? Зачем тратит на это еще пять лет? «Тут на площадке производители машин и оборудования – это важно. Сейчас после поручения руководства страны мы можем выйти на новый уровень». По его словам, гонка за количество переведенных на газ авто себя до сих пор не оправдала. «Не будет в России 5 миллионов таких машин. С 86 тысяч единиц транспорта, которые были 5 лет назад, мы добавили всего 12 тысяч единиц транспорта. Все. Это потолок. Нет денег в рамках страны и даже у бизнеса».
Надо сказать, что выступление Гайдта было эмоциональным и живым. Он реально общался с аудиторией. Это говорило о том, руководитель из Екатеринбурга «в теме» и нацелен на конкретный результат. Далекий от теоретических, но оторванных от жизни выкладок. «Давайте мы поставим хоть один блок. Есть у меня СПГ, но нет права на инвестиции. Чего мы ждем, давайте делать. Считаю, что надо просто принять решение. Давайте поручим выбрать место, сроки. Мы сами агитируем, а сами не делаем. И почему Газпромнефть не берет у нас СПГ? Она же тоже наша… Ну, пусть не у нас построим, я готов возить СПГ за 1000 км. Лишь бы убедиться, что это работает», – призвал Давид Гайдт.
К другому перспективному направлению он отнес перевод на СПГ сельхозтехники. «Это настолько сильно большой рынок, что мы даже не представляем. Потому что еще туда не заходили. Хотя это государственная задача, нужна целевая программа. Просто надо взять технику и перевести. И посмотреть, что будет с экономикой», – предложил он.
Подводя итоги дискуссии, Валерий Голубев указал, что в структуре валового продукта страны транспортные расходы велики. Что обусловлено широкой географией. Но подчеркнул, что есть ресурсы по совершенствованию, в том числе за счет более дешевого и экологичного топлива. «Во всех отношениях для страны и для транспортного блока эта работа серьезная. Для ее достижения нужны тысячи заправок по стране. Автомобильный парк должен быть переведен на газ, но надо понимать, что это инвестиционное вложение, требующее серьезных денег. Считаю, что мы достигли цели в обсуждении и понимании этих задач», – заключил зампред правления Газпрома